Для родителей будущих первоклассников

Для родителей будущих первоклассников

Все чаще в школе встречаются дети, которым очень тяжело дается обучение чтению и письму. На письме эти дети допускают ошибки. В зоне риска находятся дети, которые имеют хорошее звукопроизношение. Родители таких детей, ничего, не подозревая, мечтают о том, что их ребенок в школе будет одним из лучших учеников. И какого же их разочарование, когда надежды не оправдываются. И наоборот, нередки случаи, когда ребенок с нарушенным звукопроизношением достаточно успешен в школьном обучении. Для того чтобы понять причину этих проблем, необходимо знать, что же такое речь, из каких компонентов она состоит. Наша речь имеет две стороны: звуковую и смысловую. Смысловая сторона включает в себя лексику, т.е. словарный запас, грамматику, а также связную речь. К звуковой стороне речи относятся звукопроизношение и фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Одной из причин плохой успеваемости по русскому языку и чтению является именно несформированность фонематических процессов.

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При не форсированности речевого звукоразличения, ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи. Чтобы узнать уровень сформированности фонематических процессов у ребенка, можно сделать несколько заданий:

«Поймай звук»

Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук, например звук [ш]. Взрослый произносит разные звуки в среднем темпе, прикрывая рот ладонью или листом бумаги. Это делается для того, чтобы ребенок не смотрел на вашу артикуляцию, а именно слушал звуки.

«Есть ли звук в словах»

Примером служит все тот же звук [ш]. Взрослый называет слово, или показывает и называет предметную картинку. Ребенок должен ответить есть ли в этом слове заданный звук.

«Эхо»

Взрослый называет цепочку слогов, прикрывая рот ладонью или листом бумаги. Ребенок должен повторить именно эти слоги и в этой последовательности. Это задание помогает понять, насколько хорошо ребенок различает на слух парные звонкие и глухие согласные.

«Первый звук»

Взрослый называет слова, которые начинаются на гласный звук в ударной позиции. Например: аист, утка, ослик, иволга. Ребенка просят назвать первый звук в этих словах. Если ребенок не знаком с понятием «звук», можно спросить, какую букву ребенок написал бы первой в этом слове.

Ребенок с нормой речевого развития должен справиться с этими заданиями. Если Вы обнаружили, что у ребенка возникли проблемы при выполнении заданий, это должно вас насторожить.

Начинать тренировать фонематический слух необходимо с тренировки неречевого слуха. Другими словами, мы учим ребенка слушать и слышать звуки, которые нас окружают. Такие игры хорошо проводить на улице. Попросите ребенка прислушаться, а потом назвать те звуки, которые он услышал. Это может быть шум ветра, звук проезжающей машины, звук закрывающейся двери и т.д. Для тренировки неречевого слуха хорошо использовать различные музыкальные инструменты: бубен, дудка, барабан, колокольчик. Предварительно проводится работа по знакомству с этими инструментами. Ребенку предлагается на них поиграть, запомнить издаваемые ими звуки. Только после этого мы можем предложить ребенку отвернуться или закрыть глаза и отгадать, какой музыкальный инструмент звучит.

 Ещё в детском саду ребёнок делает ещё один шаг в своём языковом сознании. Наступает этап осознания звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит – этап фонематического анализа. Поэтому не спешите учить детей читать в раннем возрасте. Первый этап – это знакомство со звуками речи, а только потом с буквой. Грамотное обучение звукобуквенному анализу и синтезу – это залог успеха в обучении грамоте в школе.

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!