Развитие логического мышления дошкольников

Развитие логического мышления дошкольников

Все мы гордимся своими детьми, честолюбиво наблюдая за их успехами и достижениями. Однако, едва ли не половина успеха в развитии личности ребенка, его интеллекта, творческих способностей, умения общаться, развития эмоциональной сферы зависит от нас – взрослых. И, конечно, в первую очередь – от его родителей. Как это сделать? Да очень просто - через игру!

         Игра, а точнее, обучающая игра – это та волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, писать, считать, а главное думать, рассуждать, изобретать и доказывать. В определенном возрасте игра необходима ребенку как воздух.  И именно этим благотворным периодом родители могут воспользоваться для того, чтобы не только развлечь, но и максимально развить творческие и интеллектуальные способности своего ребенка в игре.

         С этой целью мы предлагаем вам рекомендации и интеллектуальные игры на развитие логического мышления вашего ребенка.

          Предлагаемые игры развивают способности сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями). Здесь важно обратить внимание на то, чтобы ребенок выделял как можно больше признаков сравниваемых предметов, опираясь при этом на разносторонний анализ объекта.

Игра «Исследователь»

Вы и ребенок – «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начинайте его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-то свойство,  признак, особенность в сравнении с другими предметами.

Например: - назовите этот предмет, скажите, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож на…, отличается от… (каких-нибудь других предметов); что случиться, если его: бросить с высоты, ударить по нему, подбросить и т.д.

Игра «Чем похожи и чем отличаются»

         Игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Вам необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления.

Например:

  • Платье и кроссовки
  • Заяц и волк
  • Холодильник и пылесос
  • Клюшка и ракетка
  • Человек и обезьяна и т.д.

Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие

в нее объекты.  Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств), отличия и сходства.

         Если вы проводите игру с несколькими детьми, можно предложить им назвать сходные и отличительные признаки объектов по очереди. В этой игре задания, тем сложнее, чем более сложные и менее известные ребенку понятия нужно сравнивать. Значительно легче сравнивать реальные предметы, чем понятия, их обозначающие. Имеется в виду, что ребенок гораздо проще сравнивает реальные предметы, то есть, если вы продемонстрируете ему настоящие клюшку и ракетку, ему будет сравнить их гораздо легче, чем если вы просто назовете ему эти два слова. Так же, как нарисованного человека и обезьяну сравнить намного проще, чем просто эти два слова. И так же намного проще сравнить конкретные понятия, допустим, допустим, воду и хлеб,  чем абстрактные: добро и зло.

         Но смысл упражнения в том, чтобы идти от простого к сложному.  Чтобы ребенок научился сравнивать не сами предметы, а понятия, без демонстрации предметов, то есть переходил от конкретного к абстрактному мышлению. А так же умел сравнивать не только конкретные, но и абстрактные понятия.

Игра «Зачем и почему?»

         С помощью этой игры, построенной на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей эрудиции.

         Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить. Вопросы должны быть трех типов:

- на предположение, угадывание, додумывание;

- на выяснение причины или смысла происходящих событий;

- на принятие решения и планирование своих действий.

Например.

Вопросы первого типа:

- как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?

- … зачем эти люди пришли в ресторан?

- … для чего нам нужны книги?

- … для чего нам нужны печки и плиты?

- … для чего нам нужны ножницы?

- для чего человек спит?

- … зачем нам нужен телефон?

         Вопросы второго типа:

- почему масло тает на раскаленной сковороде?

- почему вода в холодильнике замерзает?

- почему в домах зимой включают отопление?

- почему предметы падают вниз, а не вверх?

- что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке?

         Вопросы третьего типа:

- мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли все, что мы должны сделать.

- Роман пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?

- в очереди за помидорами Коля втиснулся впереди Иришки. Как ей быть?

- Леночка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?

- как узнать, сколько сейчас времени?

         Разнообразить игру можно поочередной сменой ролей: один вопрос задаете вы, второй  - ребенок. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов. Если ребенок не уверен в правильности вашего суждения, попросите кого-нибудь со стороны оценить этот ответ. Ребенок тоже имеет право сомневаться! И старайтесь это право не подавлять своим авторитетом.

          Следующий комплекс игр направлен на развитие логических приемов классификации и систематизации. Овладение приемом классификации (мысленного распределения предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками) научит ребенка анализировать материал, сопоставлять друг с другом его отдельные элементы, находить в них общие признаки и осуществлять на этой основе обобщение (т.е. мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам), а также распределять предметы по группам на основании общих признаков. Таким образом, классификация предполагает использование приемов сравнения и обобщения

         Овладение приемом систематизации (т.е. умение приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать определенную последовательность) научит ребенка выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять их по этим признакам, т.е. уметь выполнять элементарные действия сравнения и классификации.

Игра «Универсальный магазин»

         Игра на классификацию, умение осуществлять опережающее обобщение, а также умение использовать понятия третьей степени обобщенности (абстрактные родовые понятия).

         Для игры нужны картинки с изображением предметов 4 групп например: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (по 3-4 карточки каждой группы).

         Сюжет игры таков.

В универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Ребенку, который играет роль продавца, предстоит трудная работа разложить товар по отделам. В один отдел должны попасть товары, которые подходят друг другу так, что их можно назвать одним словом. Подскажите ребенку, что всего должно получиться 4 отдела. После выполнения этого задания предложите ребенку сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были чем-то похожи, чтобы их тоже можно было назвать одним словом.

Второе задание – более сложное. Оно требует осуществление обобщенности третьей степени (когда обобщенное слово, в свою очередь, может быть включено в понятие более широкого объема).в данной игре овощи и фрукты входят в понятие «продукты», а музыкальные инструменты и школьные принадлежности в понятие «вещи». В конце игры важно, чтобы ребенок объяснил свои действия и ответы. Так же можно использовать в игре другие группы объектов.

Игра «Кто самый-самый»

         Игра позволяет научить ребенка мысленно упорядочивать словесно представляемые объекты (вербальная сериация). Совершенствуется оперативная память.

Примеры задач (читать условие надо медленно, при необходимости повторить еще раз):

  1. Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены, кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?
  2. Роман, Саша, Денис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Дениса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?
  3. Алла, Ира, Лиза научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Лизы. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

Если ребенок не понял условие, перефразируйте задачу. Если опять возникнет затруднение – изобразите условие в виде рисунков или полосок цветной бумаги (более узких-широких, длинных-коротких).

         Наши полезные советы по развитию логического мышления рассчитаны на детей в возрасте от 5 до 7 лет и играют особо важную роль в дошкольной подготовке. Данный тренинг должен проводиться системно, в игровой форме. Обязательное условие игры: увлекательность, доступность, соревновательность.

Не бойтесь играть со своим ребенком,

и тогда с вашей помощью он вырастет

действительно высокоразвитым

и высокоинтеллектуальным человеком.

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!