История появления «Матрешки» и «Неваляшки» на Руси. В рамках городского марафона «Радуга народного творчества», посвященного году народного творчества и нематериального культурного наследия народов России.

10.08.2022, 473 просмотра.

История появления «Матрешки» и «Неваляшки» на Руси.  В рамках городского марафона «Радуга народного творчества», посвященного году народного творчества и нематериального культурного наследия народов России.

«Матрёшка»

         В конце XIX в игрушечную мастерскую Анатолия Мамонтова, в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика — мудреца ФукурУма. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца. Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени — «матрёшками». В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство. В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом. В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

Уже к 1900 году мастерская Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских, которых становилось всё больше. Матрешки пользовались небывалым спросом, даже несмотря на то, что стоили довольно дорого. Это объяснялось тем, что в конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.
В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.
Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

«Неваляшка»

«Неваляшка» — детская игрушка, которую в русском фольклоре называли «ванька-встанька»

         История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений. Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарках в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами», которые изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов-скоморохов и девочек на шаре. Скоморох был очень популярным среди покупателей на ярмарках, он выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки.

Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Неваляшки расписывались яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву, а далее  передавалась из поколения в поколение.

В конце 1940-х годов началась новая волна интереса к этим игрушкам. Некоторые исследователи связывают это с продукцией Нахабинской фабрики игрушек. В послевоенные годы на ней работал технологом скульптор Иван Ефимкин. Вместе с приятелем-инженером он разработал механизм, возвращающий неваляшку в исходное положение. Так впервые в детской игрушке намеренно использовали принцип устойчивого равновесия. Механизм был запатентован, а группа работавших над ним специалистов получила государственную премию.
Неваляшка мгновенно стала одной из самых популярных советских игрушек. Педагоги и психологи советовали давать ее детям с шести месяцев, поскольку она развивала зрение, слух и координацию движений; а мелодичный звук, напоминающий колокольчик русской тройки, привлекал и удерживал внимание ребенка. Неваляшка не имела острых углов и поэтому была совершенно безопасна. А ее форма и внешний вид — стилизованный пупс — по мнению специалистов, развивали фантазию ребенка.
Был у игрушки и идеологический контекст: всегда поднимающаяся в вертикальное положение, неваляшка символизировала волю к победе, несгибаемость перед любыми невзгодами.
В 1957 году Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки разработал несколько моделей неваляшек для выпуска на Тамбовском пороховом заводе — одном из крупнейших пороховых предприятий в России, которое производило не только военную, но и гражданскую продукцию. Делать игрушку должны были из целлулоида — побочного продукта производства пороха. Однако из-за легкой воспламеняемости позже его заменили на более качественную пленку ПВХ — бесцветную пластмассу. Согласно одной из версий, Тамбовский пороховой завод был секретным объектом, и потому выпуск игрушек подкреплял его легенду.
В 1958 году началось массовое производство неваляшек: в 1958 году выпустили 120 тысяч экземпляров, а в 1960-м — уже 1,2 миллиона. Продавались ваньки-встаньки не только в СССР. Их закупали Австрия, Германия, Куба, Словакия, Венгрия, Монголия и многие другие страны.
Расцвет производства пришелся на 1970-е годы. В это время в цехе Тамбовского порохового завода, который выпускал неваляшек, работало более 1500 женщин. А в кризисные 1990-е, когда военных заказов не стало, именно игрушки помогли заводу выжить. Поэтому неваляшке даже поставили памятник в центре города Котовска в Тамбовской области, где расположено предприятие.
Продолжают делать неваляшку и в наши дни, в ассортименте Тамбовского порохового завода насчитывается более 30 видов этой игрушки. К классической неваляшке Маше красного цвета, дизайн которой практически не менялся на протяжении более чем 50 лет, добавилась кукла Антон. Выпускают неваляшек и в виде крокодила, зайца, утенка, поросенка. Завод ежегодно производит до ста тысяч игрушек; они продаются не только в нашей стране, но и в США, Германии, Белоруссии, Казахстане, Вьетнаме.
Главная советская кукла по-прежнему любима. И не только потому, что вызывает ностальгические чувства у людей старшего поколения, — ее продуманный дизайн остается актуальным и в наше время. Яркая, привлекательная для детей разных возрастов, безопасная и развивающая важные навыки, неваляшка остается популярной даже в эпоху высокотехнологичных игрушек.

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!