Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР)

С каждым годом увеличивается количество детей, у которых диагностируют задержку речевого развития. На это влияет множество факторов, как медицинские, так и социальные. Но здесь мы не будем вдаваться в причины ее появления, а ответим на три вопроса: «Как самим увидеть, что речевое развитие ребенка находится на недостаточном уровне?», «Как действовать в этой ситуации?» и «Что делать, если ЗРР подтвердилась?»

Каждый месяц своей жизни малыш приобретает новые навыки, развивается не только его тело, но и все психические функции, среди которых речь.

Как самим увидеть, что речевое развитие ребенка находится на недостаточном уровне?

Понаблюдайте за своим ребенком, как он ведет себя в кругу сверстников, как играет, как изучает этот мир, есть ли интерес ко всему этому.

Следует насторожиться, если:

В 1 год: ребенок молчит или произносит однотипные звуки; не показывает реакции на обращенные слова.

В 1,5 года: не может показать названный взрослыми предмет; отсутствует указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов; демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово; наблюдаются проблемы с пережевыванием и проглатыванием пищи, обильное слюноотделение; не поддерживает зрительный контакт.

В 2 года: не говорит ни одного слова; использует жесты и мимику взамен речи; не проявляет интерес к играм.

В 2,5-3 года: не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить); не поддерживает зрительный контакт; не взаимодействует со сверстниками.

Временные рамки являются ориентировочными, отклонения в ту или иную сторону допускаются небольшие: для девочек на 2-3 месяца, для мальчиков на 4-5 месяцев.

Отставание в речевом развитии не повод для паники, но задуматься необходимо.

Как действовать, если вы увидели у своего ребенка признаки ЗРР?

Диагностика и коррекция данного нарушения – это комплексная работа нескольких специалистов:

Педиатр — анализирует возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний;

Невролог — назначает обследования (ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ) и последующее лечение;

Оториноларинголог — оценивает остроту слуха, определяет наличие аденоидных вегетаций;

Логопед — исследует состояние речевого аппарата, формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации;

Психолог — изучает психомоторное развитие;

Поэтому в первую очередь следует проконсультироваться с логопедом и психологом, а затем сходить к педиатру, который даст направления к неврологу и оториноларингологу.

Что делать, если подтвердилась задержка речевого развития?

— Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу. Дети это чувствуют и могут еще сильнее замкнуться.

— Комментируйте все предметы, попадающие в поле зрения малыша, а также свои действия и действия ребенка, используя простые фразы. Этим Вы будете пополнять пассивный словарь малыша.

— Не предугадывайте желания ребенка. Дайте ему возможность самостоятельно объяснить доступными ему средствами то, что ему необходимо. Так у него появится стимул говорить, чтобы лучше доносить все свои желания.

— Играйте с малышом в подвижные игры (с бегом и прыжками), игры на тактильное взаимодействие, игры-щекоталки, игры-потешки (примеры таких игр Вы можете посмотреть в презентации на этой странице).

— Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.

— Играйте в игры на подражание (повторение движений, в сопровождении ритмических стишков и потешек).

— Развивайте мелкую моторику. Лепите из пластилина, катайте в руках массажные мячики, су-джоки, разминайте подушечки пальцев и ладошки.

— Не перегружайте ребенка теле-, видео- и аудиоинформацией.

— При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

— Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «скажи», «повтори», замените на «делай как я», также можно взаимодействовать через игрушку: «покажи/скажи мышке».

Нужно понимать, что задержка речевого развития лечится только комплексно, при обязательном содействии всех членов семьи, проживающих с ребенком. Если родители обеспечивают нужные мероприятия, а бабушка продолжает сюсюкать с малышом и предугадывать его просьбы – результата не будет. Очень важно, чтобы каждый из взрослых осознавал ответственность и предпринял все необходимые меры для успешной коррекции речи ребенка.

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!