Задержка речевого развития (ЗРР)
Задержка речевого развития (ЗРР)
С каждым годом увеличивается количество детей, у которых диагностируют задержку речевого развития. На это влияет множество факторов, как медицинские, так и социальные. Но здесь мы не будем вдаваться в причины ее появления, а ответим на три вопроса: «Как самим увидеть, что речевое развитие ребенка находится на недостаточном уровне?», «Как действовать в этой ситуации?» и «Что делать, если ЗРР подтвердилась?»
Каждый месяц своей жизни малыш приобретает новые навыки, развивается не только его тело, но и все психические функции, среди которых речь.
Как самим увидеть, что речевое развитие ребенка находится на недостаточном уровне?
Понаблюдайте за своим ребенком, как он ведет себя в кругу сверстников, как играет, как изучает этот мир, есть ли интерес ко всему этому.
Следует насторожиться, если:
В 1 год: ребенок молчит или произносит однотипные звуки; не показывает реакции на обращенные слова.
В 1,5 года: не может показать названный взрослыми предмет; отсутствует указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов; демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово; наблюдаются проблемы с пережевыванием и проглатыванием пищи, обильное слюноотделение; не поддерживает зрительный контакт.
В 2 года: не говорит ни одного слова; использует жесты и мимику взамен речи; не проявляет интерес к играм.
В 2,5-3 года: не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить); не поддерживает зрительный контакт; не взаимодействует со сверстниками.
Временные рамки являются ориентировочными, отклонения в ту или иную сторону допускаются небольшие: для девочек на 2-3 месяца, для мальчиков на 4-5 месяцев.
Отставание в речевом развитии не повод для паники, но задуматься необходимо.
Как действовать, если вы увидели у своего ребенка признаки ЗРР?
Диагностика и коррекция данного нарушения – это комплексная работа нескольких специалистов:
Педиатр — анализирует возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний;
Невролог — назначает обследования (ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ) и последующее лечение;
Оториноларинголог — оценивает остроту слуха, определяет наличие аденоидных вегетаций;
Логопед — исследует состояние речевого аппарата, формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации;
Психолог — изучает психомоторное развитие;
Поэтому в первую очередь следует проконсультироваться с логопедом и психологом, а затем сходить к педиатру, который даст направления к неврологу и оториноларингологу.
Что делать, если подтвердилась задержка речевого развития?
— Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу. Дети это чувствуют и могут еще сильнее замкнуться.
— Комментируйте все предметы, попадающие в поле зрения малыша, а также свои действия и действия ребенка, используя простые фразы. Этим Вы будете пополнять пассивный словарь малыша.
— Не предугадывайте желания ребенка. Дайте ему возможность самостоятельно объяснить доступными ему средствами то, что ему необходимо. Так у него появится стимул говорить, чтобы лучше доносить все свои желания.
— Играйте с малышом в подвижные игры (с бегом и прыжками), игры на тактильное взаимодействие, игры-щекоталки, игры-потешки (примеры таких игр Вы можете посмотреть в презентации на этой странице).
— Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.
— Играйте в игры на подражание (повторение движений, в сопровождении ритмических стишков и потешек).
— Развивайте мелкую моторику. Лепите из пластилина, катайте в руках массажные мячики, су-джоки, разминайте подушечки пальцев и ладошки.
— Не перегружайте ребенка теле-, видео- и аудиоинформацией.
— При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
— Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «скажи», «повтори», замените на «делай как я», также можно взаимодействовать через игрушку: «покажи/скажи мышке».
Нужно понимать, что задержка речевого развития лечится только комплексно, при обязательном содействии всех членов семьи, проживающих с ребенком. Если родители обеспечивают нужные мероприятия, а бабушка продолжает сюсюкать с малышом и предугадывать его просьбы – результата не будет. Очень важно, чтобы каждый из взрослых осознавал ответственность и предпринял все необходимые меры для успешной коррекции речи ребенка.
Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).
по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.
Приёмные дни делопроизводителя:
вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).
по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.
Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).
Телефон: (3452) 30-87-01.
Официальная страница ВКонтакте
Официальная страница в Одноклассниках
https://ok.ru/group/70000002362523
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке:
О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ…
Рассказывать — значит помнить!