РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ?
Формирование речи у детей происходит постепенно. Если родители часто общаются с ребёнком, играют, читают книги, учат с ним стихи, то речь ребенка развивается своевременно и правильно. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки. Важно в дошкольном возрасте не «подделываться» под детскую речь, не произносить слова искаженно или сюсюкать.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, а наоборот хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш замыкается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжелательном тоне. Дать правильный образец произношения, и по возможности не повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Чтобы исправить, а потом и закрепить правильное произношение слова, можно в игровой форме произнести его верно, например, в игре «телефон», когда это слово в игре повторяется (кукла звонит, мишка звонит и т.д.)
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается чувство языка, он усваивает правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер – ковров, окно – окон, (вначале ребёнок ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием – ов, - ев) –окнов, карандашов; строит различные по конструкции предложения, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства к языку, К.И. Чуковский отмечает: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы»
Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком. Например, после возращения с прогулки спросить: «Кого (или что) ты видел на улице? С кем играл? Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог кратко описать её. Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными.
Дети с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но, чтобы он рассказал вам, что изображено на картинке, покажите, как это делается, научить выделять главное, потом – второстепенное.
В четырехлетнем возрасте ребенок задает много вопросов, его интересует буквально все: откуда берется хлеб, куда убегает водичка и др. Иногда родители стараются уклониться от вопросов, но иногда говорят: «Не приставай с глупыми вопросами». Конечно, не на все вопросы ребенка можно дать исчерпывающий ответ, но в любом случае надо все-таки в доступной форме объяснить то, что его интересует. Необходимо помнить, что ребенок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новые слова только благодаря общению его со взрослыми.
Важная задача, приучать ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь. Ребенок, который замечает недостатки в произношении, будет стараться их исправить.
Важная задача, научить ребенка управлять речевым дыханием. Для развития речевого дыхания хорошо предложить ребенку произносить на одном выдохе несколько гласных звуков. Шутки – чистоговорки: ха-ха-ха – поймали петуха, ко-ко-ко – мы едем далеко.
Важная задача, научить ребенка управлять своим голосом. Для этого надо произносить одну и ту же фразу с различной громкостью и предложить ребенку определить, когда вы её произнесли очень громко, громко, тихо, шёпотом. Хороши использовать игры, например, игра «Ветер и ветерок».
Овладение речью и дальнейшее её формирование находится в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Следовательно, для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка родителям нужно учесть следующие моменты:
- Следует реально оценить состояние здоровья своего ребенка.
- Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Уважаемые родители, желаем вам успеха в совместной работе с детьми в речевом развитии.
Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).
по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.
Приёмные дни делопроизводителя:
вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).
по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.
Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).
Телефон: (3452) 30-87-01.
Официальная страница ВКонтакте
Официальная страница в Одноклассниках
https://ok.ru/group/70000002362523
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке:
О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ…
Рассказывать — значит помнить!