ПРИМЕРЫ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И РЕЧИ РЕБЕНКА

ПРИМЕРЫ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И РЕЧИ РЕБЕНКА

Период развития ребенка до школы является очень важным, так как в это время закладывается фундамент, на котором будет строиться его дальнейшая учебная деятельность.

Развитие речи дошкольника предполагает формирование и развитие у него:

  • Фонематического слуха (умения отличать друг от друга звуки речи) и артикуляции (произношения);
  • Словарного запаса;
  • Грамматического строя речи;
  • Связной речи.

Развивать слуховое внимание ребенка можно при помощи игр, которые легко организовать дома, на прогулке или в транспорте.

 Игра «Замечательная прогулка»

Цель: развить внимание ребенка (общее, зрительное, слуховое).

Задание: найти как можно больше «наблюдашек».

Процесс игры:

  • Ребенок и взрослый договариваются о том, что будут наблюдать на улице (или в любом другом месте).
  • Выигрывает тот, кто больше найдет «наблюдашек», то есть объектов внимания.
  • На улице города, например, можно искать (и считать тоже) автомобили определенного цвета, марки.
  • Можно замечать количество:
  • автобусных остановок
  • продуктовых магазинов
  • пешеходных переходов
  • клумб
  • качелей
  • тренажеров
  • пакетов «Пятерочка» в руках у горожан
  • мороженого
  • людей в перчатках (например, коричневого цвета), в шляпах, в синих кроссовках, в белых футболках
  • детских велосипедов
  • взрослых самокатов
  • колясок и т.д.
  • Взрослый каждый раз начинает игру со стихотворения.

Лексический материал:

Мы по городу гуляем (варианты: по улице, по выставке, по комнате, в супермаркете…)

И вокруг все замечаем:

Вот – машина, вот – дома,

Вот – цветочки, вот – трава.

Вот – собачка, птичка, кошка

Вот – букетик на окошке.

Магазины, остановки,

Шляпы, зонтики, кроссовки.

Что же будем замечать?

Что на улице искать?

Может, красные машины?

Или в сумках апельсины?

Или вертолета грохот?

Или, может, детский хохот?

Может быть, воды журчанье?

Светофорное миганье?

Ну, давайте не зевать

И скорее начинать!

  • Найденные предметы взрослый с ребенком считают (одна белая футболка, две белые футболки и т.д.).
  • Когда этот вид задания будет выполняться с легкостью, можно считать несколько видов «наблюдашек» одновременно.
  • Далее взрослый усложняет задачу, предложив ребенку прислушаться и вычленить из городского шума определенные звуки:
  • шум вертолета или самолета
  • звук журчащей воды
  • смех детей
  • воркование голубей
  • чириканье воробьев и т.д.
  • Для наибольшей эффективности взрослый рекомендует детям сначала закрыть глаза, а потом прислушаться. Результат будет лучше и интереснее.
  • Замечать можно, сколько раз повернули направо.

 Игра «АХ! ОХ! УХ!»

Цель: привлечь внимание ребенка к звуковому составу слов, дать ему возможность внимательно проанализировать составляющие слово звуки и выделить некоторые из них.

Задание: определить какой звук первый, а какой - второй.

Процесс игры:

  • Взрослый произносит обратные слоги, состоящие из гласного и согласного звуков (типа АХ, ОХ, УХ). В обратных слогах звуки произносятся менее слитно, чем в прямом (например, ХА), поэтому ребенку их значительно легче распознать.
  • Ребенок определяет, какой звук слышится первым, а какой – вторым.
  • При успешном выполнении этого задания взрослый предлагает ребенку для анализа и прямые слоги – ХА, ПА, МА и т.д., где на первом месте находится согласный звук, а на втором гласный.

 Игра «Чепуха»

Цель: научить малыша воспринимать сложные задания на слух.

Оборудование: мяч.

Задание: придумать глагол, не подходящий по смыслу к существительному.

Процесс игры:

  • Взрослый бросает мяч ребенку и называет любое одушевленное существительное.
  • Ребенок ловит мяч, добавляет к существительному глагол, который не подходит по смыслу.
  • Ребенок бросает мяч обратно взрослому, называя глагол.
  • Например, заяц – плавает, садовник – учит и т.д.

 Игра «Озвучка»

Цель: научить малыша внимательно слушать и запоминать последовательность слов.

Оборудование: мультфильм.

Задание: посмотреть мультфильм, послушать, что говорят герои, и запомнить.

Процесс игры:

  • Взрослый предлагает ребенку посмотреть небольшой мультфильм (или фрагмент) в записи.
  • Герои мультфильма будут разговаривать, а ребенку взрослый предлагает запомнить, о чем они говорят.
  • После просмотра взрослый задает вопросы по мультфильму.
  • Ребенок отвечает.
  • Затем взрослый снова включает мультик, но уже без звука.
  • Предлагает ребенку говорить за одного из героев.
  • Взрослый помогает ребенку, озвучивая других героев мультфильма.
  • Можно также озвучивать не только голоса, но и другие звуки: шум ветра. Скрип тормозов, игру музыкальных инструментов, дождь и т.д.

Лексический материал:

  • Как зовут героев?
  • Где они живут?
  • Что произошло?
  • Куда пошел…?
  • Где остановился…?
  • Что сказал…?

Игра «Запомни и нарисуй»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать последовательность слов.

Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Задание: выполнить задание так, как запомнил.

Процесс игры:

  • Взрослый читает задание один раз.
  • Ребенок выполняет так, как запомнил.
  • Взрослый вместе с ребенком проверяет правильность выполнения.
  • При необходимости задание повторяется.

Лексический материал:

  • Нарисуй пять шариков разного цвета и размера так, чтобы средний шарик был красного цвета, а крайний – самый маленький.
  • Нарисуй пять треугольников разного цвета и размера так, чтобы четвертый треугольник был синего цвета, а средний – самый маленький.
  • Нарисуй пять кружков разного цвета и размера так, чтобы второй кружок был желтого цвета, а средний – самый большой.
  • Нарисуй справа от красного квадрата три зеленых круга.
  • Нарисуй слева от зеленого кружочка два красных треугольника.
  • Нарисуй пять кругов так, чтобы они располагались от большего к меньшему.
  • У меня есть три шарика. Нарисуй на листе на один шарик меньше.

Источник:

Молчанова Е.Г. - 300 игр для развития слухового внимания ребенка / Е.Г. Молчанова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 320 с. – (Библиотека логопеда).

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!