ПРИМЕРЫ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И РЕЧИ РЕБЕНКА
Период развития ребенка до школы является очень важным, так как в это время закладывается фундамент, на котором будет строиться его дальнейшая учебная деятельность.
Развитие речи дошкольника предполагает формирование и развитие у него:
- Фонематического слуха (умения отличать друг от друга звуки речи) и артикуляции (произношения);
- Словарного запаса;
- Грамматического строя речи;
- Связной речи.
Развивать слуховое внимание ребенка можно при помощи игр, которые легко организовать дома, на прогулке или в транспорте.
Игра «Замечательная прогулка»
Цель: развить внимание ребенка (общее, зрительное, слуховое).
Задание: найти как можно больше «наблюдашек».
Процесс игры:
- Ребенок и взрослый договариваются о том, что будут наблюдать на улице (или в любом другом месте).
- Выигрывает тот, кто больше найдет «наблюдашек», то есть объектов внимания.
- На улице города, например, можно искать (и считать тоже) автомобили определенного цвета, марки.
- Можно замечать количество:
- автобусных остановок
- продуктовых магазинов
- пешеходных переходов
- клумб
- качелей
- тренажеров
- пакетов «Пятерочка» в руках у горожан
- мороженого
- людей в перчатках (например, коричневого цвета), в шляпах, в синих кроссовках, в белых футболках
- детских велосипедов
- взрослых самокатов
- колясок и т.д.
- Взрослый каждый раз начинает игру со стихотворения.
Лексический материал:
Мы по городу гуляем (варианты: по улице, по выставке, по комнате, в супермаркете…)
И вокруг все замечаем:
Вот – машина, вот – дома,
Вот – цветочки, вот – трава.
Вот – собачка, птичка, кошка
Вот – букетик на окошке.
Магазины, остановки,
Шляпы, зонтики, кроссовки.
Что же будем замечать?
Что на улице искать?
Может, красные машины?
Или в сумках апельсины?
Или вертолета грохот?
Или, может, детский хохот?
Может быть, воды журчанье?
Светофорное миганье?
Ну, давайте не зевать
И скорее начинать!
- Найденные предметы взрослый с ребенком считают (одна белая футболка, две белые футболки и т.д.).
- Когда этот вид задания будет выполняться с легкостью, можно считать несколько видов «наблюдашек» одновременно.
- Далее взрослый усложняет задачу, предложив ребенку прислушаться и вычленить из городского шума определенные звуки:
- шум вертолета или самолета
- звук журчащей воды
- смех детей
- воркование голубей
- чириканье воробьев и т.д.
- Для наибольшей эффективности взрослый рекомендует детям сначала закрыть глаза, а потом прислушаться. Результат будет лучше и интереснее.
- Замечать можно, сколько раз повернули направо.
Игра «АХ! ОХ! УХ!»
Цель: привлечь внимание ребенка к звуковому составу слов, дать ему возможность внимательно проанализировать составляющие слово звуки и выделить некоторые из них.
Задание: определить какой звук первый, а какой - второй.
Процесс игры:
- Взрослый произносит обратные слоги, состоящие из гласного и согласного звуков (типа АХ, ОХ, УХ). В обратных слогах звуки произносятся менее слитно, чем в прямом (например, ХА), поэтому ребенку их значительно легче распознать.
- Ребенок определяет, какой звук слышится первым, а какой – вторым.
- При успешном выполнении этого задания взрослый предлагает ребенку для анализа и прямые слоги – ХА, ПА, МА и т.д., где на первом месте находится согласный звук, а на втором гласный.
Игра «Чепуха»
Цель: научить малыша воспринимать сложные задания на слух.
Оборудование: мяч.
Задание: придумать глагол, не подходящий по смыслу к существительному.
Процесс игры:
- Взрослый бросает мяч ребенку и называет любое одушевленное существительное.
- Ребенок ловит мяч, добавляет к существительному глагол, который не подходит по смыслу.
- Ребенок бросает мяч обратно взрослому, называя глагол.
- Например, заяц – плавает, садовник – учит и т.д.
Игра «Озвучка»
Цель: научить малыша внимательно слушать и запоминать последовательность слов.
Оборудование: мультфильм.
Задание: посмотреть мультфильм, послушать, что говорят герои, и запомнить.
Процесс игры:
- Взрослый предлагает ребенку посмотреть небольшой мультфильм (или фрагмент) в записи.
- Герои мультфильма будут разговаривать, а ребенку взрослый предлагает запомнить, о чем они говорят.
- После просмотра взрослый задает вопросы по мультфильму.
- Ребенок отвечает.
- Затем взрослый снова включает мультик, но уже без звука.
- Предлагает ребенку говорить за одного из героев.
- Взрослый помогает ребенку, озвучивая других героев мультфильма.
- Можно также озвучивать не только голоса, но и другие звуки: шум ветра. Скрип тормозов, игру музыкальных инструментов, дождь и т.д.
Лексический материал:
- Как зовут героев?
- Где они живут?
- Что произошло?
- Куда пошел…?
- Где остановился…?
- Что сказал…?
Игра «Запомни и нарисуй»
Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать последовательность слов.
Оборудование: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Задание: выполнить задание так, как запомнил.
Процесс игры:
- Взрослый читает задание один раз.
- Ребенок выполняет так, как запомнил.
- Взрослый вместе с ребенком проверяет правильность выполнения.
- При необходимости задание повторяется.
Лексический материал:
- Нарисуй пять шариков разного цвета и размера так, чтобы средний шарик был красного цвета, а крайний – самый маленький.
- Нарисуй пять треугольников разного цвета и размера так, чтобы четвертый треугольник был синего цвета, а средний – самый маленький.
- Нарисуй пять кружков разного цвета и размера так, чтобы второй кружок был желтого цвета, а средний – самый большой.
- Нарисуй справа от красного квадрата три зеленых круга.
- Нарисуй слева от зеленого кружочка два красных треугольника.
- Нарисуй пять кругов так, чтобы они располагались от большего к меньшему.
- У меня есть три шарика. Нарисуй на листе на один шарик меньше.
Источник:
Молчанова Е.Г. - 300 игр для развития слухового внимания ребенка / Е.Г. Молчанова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 320 с. – (Библиотека логопеда).
Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).
по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.
Приёмные дни делопроизводителя:
вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).
по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.
Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).
Телефон: (3452) 30-87-01.
Официальная страница ВКонтакте
Официальная страница в Одноклассниках
https://ok.ru/group/70000002362523
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке:
О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ…
Рассказывать — значит помнить!