Он чужой, он плохой: правила поведения для детей с незнакомыми людьми...

Он чужой, он плохой: правила поведения для детей с незнакомыми людьми...

Почему дети верят незнакомцам?

 — Есть данные, что 4% всех пропавших детей погибают в результате насилия, а каждого второго такого ребенка похищают. Как показывают расследования многих преступлений, нередко ребенок уходит с преступником сам. Почему дети так легко поддаются на уговоры незнакомцев, хотя мы как мантру повторяем, что чужие, особенно взрослые, могут быть опасны?

— Действительно, мы предупреждаем детей, что нельзя уходить с посторонним, чужим человеком, нельзя разговаривать с незнакомцами, брать от них угощения и так далее, но одновременно с этим мы учим детей слушаться взрослых, быть добрыми и отзывчивыми. И наши отзывчивые, добрые, любопытные, смелые дети не всегда разделяют опасную ситуацию от неопасной. За примерами далеко ходить не надо: волонтеры поискового отряда «Лиза Алерт» на мероприятии, посвященном Дню пропавших детей, показали, как быстро и легко дети уходят с незнакомым человеком. Добровольцы «в гражданке» подходили к детям в оживленном парке отдыха и под разными предлогами старались их увести. И увели многих.

— Это действительно пугает. Неужели наши дети совсем не чувствуют угрозу, не боятся?

 — Боятся, но не тех. Дети представляют образ опасного человека так: подозрительный тип бандитской наружности, злодейского вида. Этакий Бармалей, или еще какой-то отрицательный персонаж из современной массовой культуры. Мало кто из них осознает, что похищение детей совершают чаще всего самые обычные на вид люди: милые, приветливые, хорошо одетые. Обычные женщины, обычные мужчины. По данным экспериментальных исследований, большинство из детей уйдут спасать котенка с незнакомым взрослым, который на первый взгляд не кажется страшным, донесут чужой бабушке сумку до подъезда, возьмутся провожать заблудившегося мужчину до аптеки, поверят чужой тете, что она пришла с просьбой от мамы и так далее. Они не почувствуют подвох, или воспитание не позволит отказать в помощи. К тому же, дети элементарно не понимают, зачем кому-то их похищать. Это ещё один повод для родителей поговорить с детьми на тему безопасности.

— А как объяснить ребенку, зачем кому-то его похищать?

 — Совсем маленькому ребенку не стоит рассказывать, кто такие маньяки и педофилы, достаточно сказать, что в мире вокруг есть злые люди, которые крадут детей и потом никто не может их найти. Перспектива навсегда расстаться с мамой, папой, бабушкой, любимой собакой и так далее напугают ребенка не меньше, чем ненужные в его возрасте подробности о преступлениях. С детьми постарше, возраста начальной школы, нужно уже говорить откровенно, но по-прежнему бережно. Нужно избавить ребенка от иллюзий, не запугивая.

 Основные правила поведения с незнакомыми людьми.

— Давайте сформулируем, как просто и понятно объяснить своему ребенку азы безопасного поведения с незнакомцами, и при этом не запугать, не вызвать тревожность по поводу того, что каждый человек на улице маньяк?

 — Если сформулировать кратко, то главное правило детский безопасности, которое должен знать каждый ребенок с малых лет: никогда, никуда и ни при каких обстоятельствах не ходить с чужими людьми. Это не трусость, и не хамство, это нормальное поведение, которое сможет уберечь ребенка от насилия или похищения. От природы дети беспечны и доверчивы, а внимание у них бывает рассеянным, поэтому чем чаще вы напоминаете ребёнку несложные правила безопасного поведения, тем лучше. Делайте это регулярно.

— Многие дети все равно не воспринимают всерьез увещевания родителей. Это все для них как «теория», история про кого-то другого. Как достучаться до ребенка, помочь понять, что все эти разговоры – не просто страшилка?

 — Чтобы дети лучше усвоили правила безопасности, объясняйте все на примерах, понятных величинах. Во-первых, четко донесите мысль, что опасного человека не распознать по внешности. Объясните ребёнку, что похитители или плохие люди могут быть очень разными. Они не ходят в черных куртках и масках, не размахивают ножами. Это может быть и мужчина, и женщина, и пожилой человек. В последнее время часто злоумышленники действуют через детей. Незнакомый мальчик или девочка просит помощи и уводит с площадки ребенка. Он сообщник преступника. То же самое касается игровой в торговом центре, например.

— Что ещё должен знать ребёнок о «плохих» взрослых?

 — Взрослый никогда не просит помощи у ребенка. Казалось бы, очевидная истина, но дети в силу отсутствия жизненного опыта просто не задумываются об этом. Проговорите это правило поведения на улице не один раз. Не бойтесь напугать ребенка и вызвать недоверие ко всем взрослым. Воспитанные адекватные взрослые люди не общаются с чужими, незнакомыми детьми, нормальный взрослый не будет обращаться с просьбой к детям, просить помощи, предлагать куда-либо пойти. Даже если где-то машина сбила собаку или страдает несчастный котёнок. Если нужна помощь, взрослый попросит её у других взрослых! Скажите ребёнку так: «Если незнакомый человек подходит к тебе или с разговором, или просьбой – это либо невоспитанный взрослый, либо этот незнакомец представляет опасность. Нужно быть осторожным и собранным. С такими людьми не надо быть вежливым. Не разговаривай с чужим человеком. Уходи».

— Злоумышленники часто очень изобретательны, их арсенал уловок не ограничивается жалостливыми историями про котят в беде…

   — Да, к сожалению, это так. Преступник легко может подойти к ребенку на площадке, например, и сказать: «Мама попала в больницу, срочно едем к ней!». Или встретить у школы: «Папа сегодня задерживается на работе, попросил забрать тебя!» Он даже может знать имя ребенка, фамилию вашей семьи. Поэтому третье правило безопасности на улице для ребенка: не верить незнакомцу, который делает вид, что знает тебя или твою семью. Строго-настрого запретите ребенку садиться в машину к незнакомому или малознакомому человеку, даже к соседу или человеку в полицейской форме.

Правила поведения с незнакомыми людьми для дошкольников

— Мы не можем 24 часа в сутки быть рядом с ребенком, да и гиперопека, как известно, ничего хорошего в итоге не приносит, но как только ребенок выходит из семьи в социум, возрастают риски. Как уберечь своего ребенка в этот период?

 — Во-первых, уточните для ребенка понятия знакомый и незнакомый человек. Многие опасные ситуации возникают потому, что дети нечетко представляют себе, что значит «незнакомый человек», особенно если тот назвал его по имени и представился сам. «Привет, Маша, я Анатолий Петрович». Все, получается, что уже знакомы? Нет.

Предложите ребенку рассуждать так: «Незнакомый человек – тот, кого не знаешь ты или не знают твои родители». Даже если это ребенок младше, который знает, как зовут тебя и всех членов твоей семьи. Это чужой, незнакомый человек, с ним общаться нельзя, он может быть опасен, может быть сообщником преступника. Следующее определение: «Знакомый человек – тот, кого знаешь сам и знают родители». Дополнительно уточните, что к соседям и дальним родственникам ребенку по умолчанию нужно относиться как к незнакомым, чужим, и уходить с ними без вашего разрешения нельзя

 Сформируйте у ребенка правило – незнакомый человек не должен тебя трогать, не должен с тобой говорить, если не позволили родители. Не позволяйте случайным людям в общественном транспорте или на детской площадке заигрывать с детьми, не усаживайте их на колени к чужим, тем более не давайте подержать на руках. Корректно объясните чужому взрослому так, чтобы ребенок слышал: вы не позволите касаться его и разговаривать с ним, потому что обучаете правилам безопасного поведения.

— Скорее всего, родителя примут за сумасшедшего.

 — А может в ответ еще и нахамят. Вероятно, расстроится и ребенок, если незнакомец показался ему симпатичным. Почему не поиграть? Объясните ребенку свое поведение так: «Ты этого человека не знаешь, я его не знаю, значит, он – незнакомый. С незнакомыми людьми можно общаться только с моего разрешения. Сейчас я не разрешаю». Повторяйте это каждый раз, когда кто-то чужой проявляет повышенное внимание к ребенку, и в итоге у него останется мысль о том, что вокруг много людей, общаться с которыми нельзя без разрешения родителей. Это то, чего мы добиваемся. Разумеется, бывает много ситуаций, когда мы сами при детях общаемся с незнакомыми людьми. Чтобы не вносить смуту, после каждого такого случая объясняйте детям, что родители могут разговаривать с незнакомцами, но и они ведут себя очень осторожно.

— А если мы говорим про детский сад, секцию или любое другое место, куда сами приводим ребенка, то есть по умолчанию разрешаем общаться с людьми, которые там находятся?

 — От этого не все взрослые попадают в разряд знакомых. Необходимо передавать детей лично воспитателю, тренеру секции или педагогу кружка. Нельзя без их ведома забирать ребенка – тогда он поймет, что конкретно эти люди за него ответственны, а не вообще все, кто находится в здании, например. Естественно, в образовательном учреждении, в спортшколе, кружке четко должны знать, кому они имеют право передавать ребенка. И еще момент: бывает, детям хочется приключений, или они ведутся на уговоры других ребят и сбегают из сада. Объясните своему ребенку две вещи: маленькие дети не должны ходить по городу без взрослых, и нужно уметь сказать «нет» каждому, кто пытается втянуть в опасную ситуацию. Второе правило, в принципе, на все времена.

Правила поведения с незнакомыми людьми для школьников

— Ситуация усложняется, когда ребенок идет в школу. У него появляется автономность: он самостоятельно ходит в школу и из школы, и родители уже не могут контролировать каждый его шаг и диалоги с незнакомцами.

 — Да, а еще у ребенка появляются первые друзья. Всегда записывайте адреса и телефоны всех друзей вашего ребенка, а также телефоны их родителей. Еще с детсадовского возраста у ребенка должен быть сформирован «круг доверия» из двух-трех близких родственников или друзей семьи, которых он хорошо знает лично. Этих людей нужно постоянно задействовать в окружении ребенка, чтобы он твердо уяснил, кто для него «знакомый человек». Предупредите, что именно эти люди могут его встретить после школы, или позвонить ему, если с родителями произойдет что-то непредвиденное.

Необходимо внести номера людей из «круга доверия» вместе с номерами мамы и папы в телефон ребёнка или детские GPS-часы на случай экстренной ситуации, а также научить ребенка не отвечать на звонки с незнакомых номеров.

 Внушите ребенку, что никогда, ни при каких обстоятельствах не пришлёте за ним в школу, домой или во двор постороннего человека. Если на выходе из школы его встречает кто-то чужой, который, прикрываясь родителями или другими близкими, зовет с собой, научите ребенка отойти от незнакомого человека и позвонить вам или взрослым из «круга доверия». Лучше всего вернуться в школу и выяснять все при учителе, охраннике, других знакомых взрослых, чтобы они тоже были в курсе, кто за ребенком пришёл, и что случилось.

— С какого возраста ребёнок может самостоятельно ходить в школу, как его лучше к этому подготовить?

 — Однозначного ответа на этот вопрос о возрасте нет, все зависит от уровня самостоятельности и осознанности ребенка, расстояния до школы и местности, через которую путь проходит. Чтобы подготовить ребенка, для начала пройдите вместе с ним весь маршрут до школы, обратите внимание на опасные и безопасные участки дороги, покажите, в какой магазин, торговый центр, аптеку или парикмахерскую он может побежать в случае опасности, чтобы попросить о помощи. Приучите ребенка не менять маршрут возвращения из школы домой, выбирать наиболее безопасную – хорошо освещенную и людную дорогу, даже если она длиннее, а не “срезать” через гаражи, и сообщать о своих планах на день. Дети не всегда серьезно к этому относятся, поэтому вам поможет установленное на мобильном телефоне ребенка приложение «Где мои дети». С его помощью вы сможете видеть, где находится ваш ребенок, и даже установить безопасную зону и систему смс-оповещения в том случае, если ребенок ее покидает. Только не давайте детям дорогие планшеты и смартфоны – увлекшийся разговором в сети ребенок теряет бдительность и не обращает внимания на опасность. К тому же, одинокий школьник с девайсом – легкая добыча для разного рода грабителей и хулиганов.

— До определенного возраста мы встречаем детей из школы, но подростки, например, уже не хотят этого. Как быть?

 — Да, чем старше становятся дети, тем большей автономности они требуют, но они все равно остаются детьми. Гарантия обоюдного спокойствия и «страховочный трос» на случай непредвиденной угрозы – возможность ребёнка быть на связи с вами. Известны случаи, когда похищенные дети успевали сообщить родителям о беде, и это спасало их жизнь. Рекомендую обратить внимание на «умные» GPS-часы, позволяющие школьнику быстро и незаметно нажать кнопку «SOS» и передать родителю экстренный сигнал и свое местоположение. Обсудите с ребенком установку приложения-геолокатора на его телефон, объясните, почему вы это делаете. Расскажите и покажите, как оно может помочь в той или иной опасной ситуации. Важно донести до детей мысль, что речь не идет о тотальной слежке за ними, что вы уважаете их личное пространство, доверяете им, просто беспокоитесь. Дайте понять ребенку, что обеспечить его безопасность – ваш главный приоритет, а приложение «Где мои дети» вам с этим помогает. Обязательно спросите ребенка, что он думает по поводу такого приложения в его телефоне или часах. Выслушайте его аргументы, пусть он обозначит свою позицию, не сталкиваясь с вашим осуждением. Это в целом поспособствует выстраиванию более доверительных взаимоотношений между вами.

 Почему просто обучение правилам не работает?

— На словах все просто и понятно. Вероятно, что ребенок ответит, мол, я все понял, хорошо, мам. На деле же в опасной ситуации даже взрослые не всегда поступают логично. Как помочь ребенку не растеряться в опасной ситуации?

 — Важно не просто рассказать о безопасном поведении, но и отработать ситуации на практике. Во время прогулки можно спросить ребенка, кто из прохожих кажется ему подозрительным, а кто хорошим, еще раз напомнить, что внешность обманчива. Если незнакомый человек подходит к ребенку с разговором или просьбой, научите его отвечать: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!». Прямо отрепетируйте вместе и объясните, что нормальный взрослый поймёт эту фразу и не будет обижаться, а вот похитители или неадекватные люди могут настаивать на дальнейшем общении, давить на совесть, жалость, могут ругаться.

Как детям вести себя с незнакомыми людьми?

Можно потренироваться так: взрослый, знакомый вам, подходит к ребенку. При верном раскладе дети идут к родителям и спрашивают разрешения поговорить с этим человеком, но что, если ребенок принял такое решение сам? В этом случае обсудите с ним, что сделано не так, почему нельзя так поступать. Еще раз акцентирую внимание на запрете садиться в машину не то что к незнакомцу, а даже к малознакомому человеку. Объясните, что если за ребенком медленно едет машина, ему нужно развернуться и побежать в противоположном направлении.

 Еще одно правило: не заходить с незнакомым в лифт. Потренируйтесь с ребенком до автоматизма произносить фразу «Я с вами не поеду, дождусь следующего лифта», и нормально относиться к пренебрежительной фразе «Что боишься что ли, не бойся, я добрый». Проговорите, что показаться трусом для незнакомого человека совершенно нормально, а поддаться на провокацию и зайти в лифт опасно. Если опасность настигла в подъезде, нужно кричать «Пожар!», а не «Помогите!», это важно.

— Получается, что нужно вырабатывать у ребенка алгоритм действий на все опасные случаи жизни?

— Совершенно верно. Для этого вместе моделируйте ситуации: «один дома», «телефонный звонок», «подходит на улице человек и спрашивает», «заходишь в подъезд», «кто-то идет позади», «предлагают угостить в кафе» и так далее, и так далее. Разыгрывайте диалоги. Разъясняйте ребенку последствия того или иного выбора, который он сделает во время ролевой игры.

 Постоянно напоминайте ребенку, что нормальный адекватный взрослый не будет прикасаться к чужим детям, брать за руку, а тем более тянуть силой! Тот, кто это делает – опасен! Если незнакомец настаивает на общении или преследует, научите ребенка громко кричать «Я вас не знаю, помогите!». Проговорите, что нельзя убегать от преследователей в подъезд, подвал, на чердак или безлюдный тихий двор. Нужно бежать туда, где как можно больше народа. Вы знаете места, где ваш ребенок может бывать. Заранее обсудите, какие из них считаются безопасным. Например, школа, магазин, спортивная секция, здание поликлиники.

— Но все уловки преступников и похитителей не разобрать, какие-то даже в голову не придут порядочным людям.

— Здесь ваши дети сами вам помогут. Часто на вопрос «Как ты думаешь, как можно обмануть ребенка, чтобы он пошел с посторонним?» они сами придумывают несколько десятков обманных маневров. Разберите их тоже. Только не запугивайте детей рассказами об ужасных последствиях нарушения правил безопасного поведения. Ребенок, попав в потенциально опасную ситуацию, может запаниковать, потому что запомнит не правила, а страхи. Лучше говорить детям о том, как все будет хорошо, если они будут действовать четко по алгоритму, который вы отработали.

 — Многие дети стесняются громко звать на помощь в случае угрозы или опасности. Как их убедить, что это их основная защита от похищения?

— Действительно, послушные дети часто стесняются кричать, и задача родителей, для того чтобы предотвратить похищение, научить ребенка защищаться. Не плакать, а смело и громко кричать правильные слова: «Я с вами не знаком», «Я вас не знаю», и идти в безопасное место.

Потренируйтесь кричать прямо на улице, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, можете кричать вместе. Убедите ребенка в том, что он может делать все что угодно, если кто-то из посторонних не отошёл после его слов «Я не разговариваю с незнакомыми». Резко падать на землю, пинаться, цепляться за любые предметы, разбрасывать вещи, громко кричать – всё можно, если речь идет о спасении от похитителей.

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!