Игры осенью

Игры осенью

       Уважаемые родители, позвольте предложить вам некоторые игры, задания, вопросы, стихи для развития речи вашего ребенка. Их вы можете использовать на прогулке с ребенком, дома, если у вас появилось свободное время, а может быть в машине при поездке на дачу. Вы не только пообщаетесь со своим ребенком, но и с пользой проведете время.

 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило, обратите внимание на изменения в природе. Во время прогулки задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например: — Какое сейчас время года? — Сейчас осень. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов - на улице. — На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает, завяли цветы. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду. Уточните у ребенка, знает ли он значение слова "листопад". От каких двух слов оно произошло?

     Постарайтесь, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков осени. Если возникают затруднения, помогите наводящими вопросами.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

     Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами ранней осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы, сравнивая эти два периода. Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое. — А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. — Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые. — А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые. — Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. — Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. — Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. — Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.

3. Вспомнить названия перелетных птиц. Почему они так называются.

4. Во время прогулки обратите внимание на то, как одеты люди осенью.

5. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

Словесные игры:

  • "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое. Аналогично со словами – солнце, ветер, дождь, листья, трава…

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Аналогично со словами – солнце, ветер, дождь, листья, трава…

  • "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов: туча – тучка, солнце – солнышко, дождь – дождик, аналогично ветер, лист, лужа, трава, зонт…
  • "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

Ветер дует - ветры дуют.

Птица улетает - птицы улетают.

Лист желтеет – листья желтеют.

Дождь моросит – дожди моросят.

Цветок увядает – цветы увядают.

Холод наступает – холода наступают.

Лист падает – листья падают.

Урожай созревает – урожаи созревают.

Туча застилает – тучи застилают.

  • "Скажи наоборот" на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью ...

Летом небо светлое, а осенью ...

Летом день длинный, а осенью ...

Летом тучи ходят высоко, а осенью ...

Летом люди растят урожай, а осенью...

Летом деревья стоят одетые, а осенью...

Летом цветы расцветают, а осенью…

Летом ветер теплый, а осенью…

Весной птицы прилетают из теплых краев, а осенью…

  • "Посчитай" на согласование числительных с существительным:

1 лужа, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 птица, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 лист, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 желудь, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 туча, 2 …, 3..., 4..

1 день, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 цветок, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 ветка, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 камешек, 2 …, 3..., 4..., 5...

  •  «Вставь словечко» на согласование предлогов со словами в предложении.

Лист упал … землю.

Шишка упала … дерева.

Грибок попал … корзину.

Солнце спряталось … тучу.

Заяц выглядывает … кустов.

Боровик прячется … листом.

Белка сушит грибы … ветке.

Люди убирают яблоки … садах.

Мышка прячет зернышки … норке.

  •  «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; он возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.
  • Выучите со своим ребенком стихотворение об осенних месяцах.

СЕНТЯБРЬ

Полетели в небе птицы.

Что им дома не сидится?

Просит их сентябрь: «На юге

Спрячьтесь вы от зимней вьюги».

ОКТЯБРЬ

Нам октябрь принёс подарки:

Расписал сады и парки,

Стали листья словно в сказке.

Где же взял он столько краски?

НОЯБРЬ

В ноябре лесные звери

Закрывают в норках двери.

Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны.

  • Известно, что на развитие речи большое влияние оказывает то, как у ребенка развита мелкая моторика рук.

Предложите ребенку во время прогулки порисовать палочкой на мокром песке, выложить узор из камешков.

     Соберите желуди, шишки, листья и др. природный материал и сделайте вместе с ребенком осеннюю поделку.

Пусть дома ребенок нарисует «Осень», все то, что он увидел в парке во время прогулки (деревья с разноцветными листьями; землю, усыпанную листвой; может быть идет дождь и кругом лужи …). Попросите потом рассказать ребенка, что он изобразил в своей картине.

      Используйте пальчиковые игры на осеннюю тематику, они способствуют развитию не только моторики кисти, пальцев рук, но и развитию речи (дети выполняют движения руками, пальцами, сопровождая их речью).

Вот несколько примеров:

"Осенние листья"

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Шагают по столу средним и указательным пальчиками.)

"Овощи и фрукты"

У Лариски – две редиски»

У Алешки —

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки. (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

Уважаемые родители, больше общайтесь со своим ребенком, разговаривайте, задавайте вопросы, учите наблюдать и анализировать.

 

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!