Артикуляционная гимнастика
Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов.
Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
В сборнике представлены разные типы упражнений: на развитие мышц языка, щек, губ и развитие дыхательных путей и может применяться родителями с целью совместного проведения коррекционных упражнений.
Используйте, играйте! Желаем удачи!
Артикуляционная гимнастика
ЗАБОРЧИК
Широко улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет до 5.
ТРУБОЧКА
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5.
ОКОШКО
Улыбнуться, широко открыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5.
Лопаточка
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал, был широким. Держать 10-15с.
НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте на счет от 1 до 10.
ИГОЛОЧКА
Улыбнуться, рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
ЧАСИКИ
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
ПОЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы с внутренней стороны, делая сначала движения языком из стороны в сторону, затем снизу вверх.
ПОЧИСТИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ
Улыбнуться, раскрыть рот. и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону. Нижняя челюсть неподвижна, губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
КАЧЕЛИ
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно, менять положение языка 4-6 раз.
МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед - назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны, кончик языка не высовывается изо рта.
ГОРКА
Улыбнуться, раскрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
Вкусное варенье
Улыбнуться, приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая языком движение сверху-вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижной. Язык широкий.
Индюк
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл-бл (как индюк болбочет).
Чашечка
Улыбнуться, раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10-15 сек.
Лошадка
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз. Губы в улыбке, нижняя челюсть опущена и неподвижна.
Грибок
Улыбнуться, раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения "Лошадка" язык не должен отрываться от неба.
Гармошка
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире, и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
БАРАБАНЩИКИ
Улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д: д-д-д, ддд... Сначала звук Д произносить медленно, потом убыстрить темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик /лежит перед ребенком/, загоняя его между двумя предметами. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
Кто дальше загонит мяч
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Нельзя надувать щеки. Воздушная струя узкая, холодная.
Фокус
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на край носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).
по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.
Приёмные дни делопроизводителя:
вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).
по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.
Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).
Телефон: (3452) 30-87-01.
Официальная страница ВКонтакте
Официальная страница в Одноклассниках
https://ok.ru/group/70000002362523
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке:
О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ…
Рассказывать — значит помнить!