Развитие связной речи дошкольников

Развитие связной речи дошкольников

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания людей. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.

У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из главных задач – перенести как можно больше пассивных слов в активный словарь. С этой целью подобран ряд речевых игр и упражнений для обогащения и активизации словаря:

    Учить подбирать определения и эпитеты.

(Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…).

    Узнавать предметы по описанию.

(Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? – Берёза).

    Подбирать действия к предмету.

(Ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает…).

    Подбирать предметы к действиям.

(На небе сверкает, землю согревает. Что это? – Солнце).

    Подбирать действия к объекту.

(Кто или что плавает? Летает? – Рыба, самолёт, бабочка, листья).

    Подбирать обстоятельства.

(Трудиться можно как? – Хорошо, спустя рукава…).

    Подбирать синонимы. (Большой, огромный, громадный).

    «Подскажи словечко» (Пришёл почтальон, он принёс…)

    Распространять и дополнять предложения.

(Кошка сидит на дереве. Кошки сидит на высоком дереве и т.д.).

   Называть составные части целого. (Дерево – ствол, ветки, сучья…)

   Составлять предложения с определённым словом.

 Игра «Наоборот».

   Упражнять в названии антонимов. (День-ночь, печаль – радость).

        Упражнять детей в правильном склонении имён существительных, воспитывать грамматически правильную речь.

         Взрослый называет животное, а ребёнок его детёныша (курица - цыплята, лошадь – жеребята). Затем слова употребляются в различных падежах и во множественном числе.

        Отгадывать: «Кто ты?» (в различных житейских обстоятельствах – от дочки, внучки до посетителя).

        «Измерим слово шагами» «Пол» – короткое слово, в нём 1 слог. А сколько слогов в слове «парикмахерская»?

    Сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных. (Маша – Машенька, Бим – Бимушка и т.д.)

        Подбирать слова по смыслу: шить … платье, штопать … носки, завязывать … шнурки, вязать … шарф.

  Составлять фразы: срубленный …, бегущий …, летящий и т.д.

        Придумывать слова, которые оканчиваются на [ок, ек] или начинаются с [ва, за].

        Игра «Бюро находок». (Вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…)

   «Узнай сказку». В какой сказке козёл глупый, недогадливый? и т.д.

  Про что можно сказать: холодный …, холодная …, холодное… 

   Назвать одним словом:

-детей, идущих в школу …;

-людей, лечащих больных …;

-взрослых, перевозящих груз …

 Произнести предложение «Я пойду в школу» с различной интонацией.

   «Собери родственников» Опорные слова: лес, дом, вода и т.д. 

   Найти в стихотворении слова с противоположным значением:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу, ну отвечай …(Конец!)

 Познакомить со словами, которые ничего не значат:

Ложка – это ложка, ложкой суп едят.

Кошка – это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка, тряпкой вытер стол.

Шапка – это шапка, оделся и пошёл.

А я придумал слово, смешное слово - плим.

Я повторяю снова – плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет – плим, плим, плим.

И ничего не значит – плим, плим, плим. 

        «Новые слова». Если у лисы длинный хвост, то она какая? Если у мальчика длинные ноги, то он… 

        Придумывать необычные предложения из двух слов: «Лиса чирикает», «ворона мяукает».

 Заканчивать предложения: Миша пошёл гулять (когда?) …;

Мише стало грустно (отчего?) …; Миша обрадовался (почему?) …

        Познакомить детей с многозначными словами – у ежа иголки, у ёлки иголки, швейные иголки (чем похожи, чем отличаются). Аналогично рассмотреть значение слов «коса», «ручка» и др.

Постепенно чередуя и варьируя различный речевой материал, нужно учить детей говорить не только отдельными словами, но и более распространёнными предложениями и короткими текстами. Статистика утверждает, что в школу приходят дети и употребляют в среднем от трёх до пяти тысяч слов.

Они практически владеют грамматикой родного языка, то есть устно спрягают, склоняют, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем речи.

Однако, как ни печально, развитие их связной речи тормозится. Она становится менее эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к грустным результатам: многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения.

И дело даже не столько в обогащении словаря, сколько в том, чтобы ребёнок чутко понимал всё богатство русского языка и литературы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, многозначность, олицетворение и другие языковые средства.

И тогда в речевой практике он поймёт, что «с помощью родного языка можно творить чудеса».

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

Официальная страница ВКонтакте

https://vk.com/club217355488 

Официальная страница в Одноклассниках

https://ok.ru/group/70000002362523

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:

Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке:

https://bus.gov.ru/rate/429836 

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!