Развитие связной речи дошкольников
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания людей. В связи с этим, важное значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.
У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из главных задач – перенести как можно больше пассивных слов в активный словарь. С этой целью подобран ряд речевых игр и упражнений для обогащения и активизации словаря:
Учить подбирать определения и эпитеты.
(Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…).
Узнавать предметы по описанию.
(Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? – Берёза).
Подбирать действия к предмету.
(Ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает…).
Подбирать предметы к действиям.
(На небе сверкает, землю согревает. Что это? – Солнце).
Подбирать действия к объекту.
(Кто или что плавает? Летает? – Рыба, самолёт, бабочка, листья).
Подбирать обстоятельства.
(Трудиться можно как? – Хорошо, спустя рукава…).
Подбирать синонимы. (Большой, огромный, громадный).
«Подскажи словечко» (Пришёл почтальон, он принёс…)
Распространять и дополнять предложения.
(Кошка сидит на дереве. Кошки сидит на высоком дереве и т.д.).
Называть составные части целого. (Дерево – ствол, ветки, сучья…)
Составлять предложения с определённым словом.
Игра «Наоборот».
Упражнять в названии антонимов. (День-ночь, печаль – радость).
Упражнять детей в правильном склонении имён существительных, воспитывать грамматически правильную речь.
Взрослый называет животное, а ребёнок его детёныша (курица - цыплята, лошадь – жеребята). Затем слова употребляются в различных падежах и во множественном числе.
Отгадывать: «Кто ты?» (в различных житейских обстоятельствах – от дочки, внучки до посетителя).
«Измерим слово шагами» «Пол» – короткое слово, в нём 1 слог. А сколько слогов в слове «парикмахерская»?
Сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных. (Маша – Машенька, Бим – Бимушка и т.д.)
Подбирать слова по смыслу: шить … платье, штопать … носки, завязывать … шнурки, вязать … шарф.
Составлять фразы: срубленный …, бегущий …, летящий и т.д.
Придумывать слова, которые оканчиваются на [ок, ек] или начинаются с [ва, за].
Игра «Бюро находок». (Вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…)
«Узнай сказку». В какой сказке козёл глупый, недогадливый? и т.д.
Про что можно сказать: холодный …, холодная …, холодное…
-детей, идущих в школу …;
-людей, лечащих больных …;
-взрослых, перевозящих груз …
Произнести предложение «Я пойду в школу» с различной интонацией.
«Собери родственников» Опорные слова: лес, дом, вода и т.д.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу, ну отвечай …(Конец!)
Познакомить со словами, которые ничего не значат:
Ложка – это ложка, ложкой суп едят.
Кошка – это кошка, у кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка, тряпкой вытер стол.
Шапка – это шапка, оделся и пошёл.
А я придумал слово, смешное слово - плим.
Я повторяю снова – плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет – плим, плим, плим.
И ничего не значит – плим, плим, плим.
Заканчивать предложения: Миша пошёл гулять (когда?) …;
Мише стало грустно (отчего?) …; Миша обрадовался (почему?) …
Познакомить детей с многозначными словами – у ежа иголки, у ёлки иголки, швейные иголки (чем похожи, чем отличаются). Аналогично рассмотреть значение слов «коса», «ручка» и др.
Постепенно чередуя и варьируя различный речевой материал, нужно учить детей говорить не только отдельными словами, но и более распространёнными предложениями и короткими текстами. Статистика утверждает, что в школу приходят дети и употребляют в среднем от трёх до пяти тысяч слов.
Они практически владеют грамматикой родного языка, то есть устно спрягают, склоняют, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники овладевают учебно-научным стилем речи.
Однако, как ни печально, развитие их связной речи тормозится. Она становится менее эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция приводит, как правило, к грустным результатам: многие выпускники наших школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения.
И дело даже не столько в обогащении словаря, сколько в том, чтобы ребёнок чутко понимал всё богатство русского языка и литературы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, многозначность, олицетворение и другие языковые средства.
И тогда в речевой практике он поймёт, что «с помощью родного языка можно творить чудеса».
Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).
по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.
Приёмные дни делопроизводителя:
вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).
по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.
Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).
Телефон: (3452) 30-87-01.
Официальная страница ВКонтакте
Официальная страница в Одноклассниках
https://ok.ru/group/70000002362523
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке:
О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ…
Рассказывать — значит помнить!