Поговори, со мной, мама!

Поговори, со мной, мама!

О хорошем развитии речи, как условии успешного обучения в школе, говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребёнок не может ни описать самую простую картинку, ни о чём-то рассказать…».

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребёнок.

«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т. д.;

Играйте в игру «Если бы…»

Ребёнку предлагается закончить предложение:

- Если бы я был Дождиком, то я бы…, потому что…

- Если бы я был Мандарином, то я бы…, потому что…

Играйте в игру «Хорошо - плохо»

- Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

- Что хорошего в болезни, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?

- Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т. д.;

Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…

Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении»

(В лес растут грибы. Шишки растут… елке.)

Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

Помните! Ребёнка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает».

Возьмите за правило в течение дня хотя бы полчаса посвящать общению с ребёнком. Специально отведите для этого время, когда вы будете принадлежать только ему, не отвлекаясь на другие дела. В такие моменты для вас на первом месте должны быть именно его заботы, печали и радости.

Искренне интересуйтесь жизнью сына или дочери.

Старайтесь понять, о чём они думают, о чём переживают. Расспрашивая о прошедшем дне, не ограничивайтесь вопросами о том, что ел и поведении: кроме них есть множество других тем.

Не перебивайте! Отрицательная эмоция может закрепиться, и вы, как собеседник, надолго потеряете доверие. Кроме того, ребёнок не всегда может вернуться к своей мысли, и вы рискуете не услышать главного.

Постарайтесь сделать вид, будто вы никуда не торопитесь, а искренне заинтересованы беседой. Ребёнок, почувствовав спешку, будет говорить быстро и, как результат, сбивчиво, что со временем может войти в привычку.

Чтобы разговорить ребёнка, задавайте «развёрнутые» вопросы. Если спросите: «Как прошла экскурсия?», то скорее всего, услышите односложное: «Хорошо». А рассказ о том, что нового он там узнал, окажется гораздо содержательней. Более разговорчивому предложите рассказать обо всём по порядку, чтобы он не запутался в событиях и фактах. Предметом для разговора может стать что угодно: прочитанная книга, новый фильм, ваши воспоминания... Расскажите сыну или дочки, что волновало вас в их возрасте, дайте понять: мама и папа не родились на свет сразу строгими и серьёзными. Ваша связь не должна быть односторонней. Постарайтесь совместно с ним решать не только его проблемы, но и свои. Расскажите о том, что вас волнует, поделитесь своими планами, спросите его мнение.

В общении избегайте категорической формы: «Если ты не сделаешь, то...» Менторский тон не располагает к доверительным отношениям, а само условие может оказаться невыполнимым по вполне объективным причинам.

Нельзя относиться к детям авторитарно. Не стоит говорить: «Будешь делать то, что я скажу, потому что ты от меня зависишь!».

 Ребёнку необходимо знать, что он любим, невзирая на то, что с ним происходит. Не игнорируйте жалобы на плохое самочувствие, даже если они не связаны с состоянием его здоровья. Возможно, таким образом, дети пытаются привлечь внимание: что, как не внезапная болезнь чада, может заставить маму забыть о своих делах...

 Подготовила: учитель-логопед Джилбаева А.Г.

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!