Особенности логопедической работы с детьми-билингвами

Особенности логопедической работы с детьми-билингвами

Особенности логопедической работы с детьми-билингвами

У детей, которые овладевают двумя и более языками одновременно, происходит сложное развитие как языка, так и психики. Задача логопеда - применить наиболее эффективные методы не только классической, но и современной логопедии, учитывая различия между двуязычными детьми.

Изучение особенностей детей позволило сделать вывод, что наилучшие результаты достигаются при комбинированном применении логопедических методик, что позволяет подойти к проблеме с разных сторон. Кроме того, отдельное внимание отводится упражнениям, направленным на развитие внимание, памяти и формированию пространственных представлений. Все это позволяет устранить дезадаптацию в процессе обучения и гармонизировать работу мозга.

Сила и высота голоса

В ходе логопедической работы, помимо постановки и коррекции звукопроизношения, особое внимание уделяется развитию силы и высоты голоса. Это связано с тем, что качество голоса и владение им оказывают значительное влияние на такие характеристики устной речи, как мелодика, темп, логическое и словесное ударения. Голос определяет не только выразительность, но и внятность устной речи, ее интонационную оформленность. Поэтому в логопедической практике широко используются упражнения, направленные на укрепление голосовых связок, расширение диапазона голоса, развитие интонационной выразительности. Одним из эффективных методов развития голоса является фонетическая ритмика. Эмоциональный подъем во время двигательных упражнений, улучшение речедвигательной координации способствуют значительному продвижению в речи детей.

Звуковая сторона речи

В области формирования звуковой стороны речи логопедическая работа направлена на решение следующих задач:

1. Формирование правильного произношения всех звуков русского языка не только на уровне слога и слов, но и в связной речи.

2. Развитие фонематического восприятия — умения узнавать любой заданный звук в слове и отличать от сходных.

3. Дифференциация парных звуков.

4. Обучение интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос, отрицание и т.п.)

Сенсомоторные навыки

Важным направлением в коррекционной работе с детьми-билингвами является развитие сенсомоторных навыков. Сенсомоторное развитие включает в себя развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине), а также развитие моторных навыков. Сенсомоторное развитие служит основой для умственного развития, поскольку познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Исследования показывают, что развитие руки тесно связано с развитием речи и мышления ребенка. Например, сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков и слогов, а дальнейшее совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени развития движений пальцев. Практика показывает, что наиболее высокие результаты в работе над развитием речи достигаются у тех детей, мелкая моторика которых достаточно хорошо развита и соответствует возрастной норме.

Существуют различные методы и упражнения для развития сенсомоторных навыков у детей-билингвов, которые можно использовать в коррекционной работе. Например, для развития мелкой моторики можно использовать следующие упражнения:

– собирание мелких предметов с помощью пинцета или щипцов;

– нанизывание бусинок на нитку или проволоку;

– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков;

– рисование и раскрашивание;

– лепка из пластилина или глины;

 – конструирование из мелких деталей.

Для развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов можно использовать следующие упражнения: - различение предметов по форме, цвету, величине;

– группировка предметов по сходным признакам;

– сравнение предметов между собой;

– описание предметов по их внешним свойствам.

Развитие сенсомоторных навыков у детей-билингвов способствует улучшению их речи, мышления и познавательных процессов в целом.

Комбинирование этих методик позволяет приблизить уровень речевого развития детей-билингвов к уровню русскоязычных сверстников.

Учитель-логопед, Рожкова Арина Витальевна

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!