Игры для развития длительного выдоха

Игры для развития длительного выдоха

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторные функции. Развитие речевого дыхания у ребёнка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. В процессе работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

·        Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

·        Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Следить за осанкой.

·        Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения. Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут).

·     Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

·     Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводится не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.

·     Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.

·     На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

·     Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, то ватка будет отклоняться.

·     Упражнения могут выполняться под счёт.

Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приёмы:

  1.      Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребёнка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона другой руки ребёнка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребёнок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить её с образцом. Тот же самый приём можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.
  2.  «Наматываем нитку на клубок» В процессе дутья ребёнок изображает руками наматывание нитки на клубок.
  3.  Графическая схема. Изображение длительных и прерывистых линий. _ _ _             _ _ _ _
  4. Графическое изображение дорожек. Дутьё под счёт.
  5. Графическое изображение «волн». В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведущей руки по изображённым дорожкам. Направление движения пальца слева направо.
  6. Графическое изображение «спирали».

В процессе дутья ребёнок ведёт пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и обратно.

 Упражнения на развитие воздушной струи

Цель коррекционной работы:

Выработать         сильную,       направленную,          длительную,         плавную ротовую воздушную струю.

«Снежинки»

Дать ребёнку кусочек ваты             «Это снежинка». Посмотрим, как она летает. Положить ватку на ладонь и сдуть с руки.

Инструкция: «Улыбнись, покажи зубы.                Приоткрой рот. Вытяни губы            трубочкой. Попробуй также подуть на «снежинку».

Ребёнок сдувает ватку с руки. Упражнение повторяется несколько

раз.

«Забей мяч в ворота»

Для игры используют поролоновый или ватный шарик диаметром 2-3 см.

Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить двумя кубиками.

Мячик кладут       перед     футбольными воротами и дуют              на него.

Инструкция:

«Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой.

Подуй на мяч. Забей гол в ворота».

«Горка»

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки» Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя (или задняя) часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Чей пароход лучше гудит?» Заготавливаются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1,5 см.

«Послушай, как гудит пузырёк, если я в него подую. Гудит. Загудел как пароход. А как у тебя загудел пароход? Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди».

Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка.

Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти по середине языка.

«Надуй игрушку»

Педагог заготавливает для каждого ребёнка надувную игрушку маленького размера, такую, чтобы её можно было надуть за 3-4 выдоха.

Взрослый показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тем, кто правильно выполнит задание, можно поиграть с игрушкой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы.

Приоткрой рот. Захвати игрушку губами. Глубоко вдохни. Выдыхая воздух, медленно надувай игрушку»

Работа по воспитанию воздушной струи может быть продолжена на этапе формирования первичных произносительных навыков, в процессе постановки, автоматизации и дифференциации изолированных звуков речи.

Регулярное и систематическое применение упражнений по воспитанию сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикуляторного аппарата, закреплению правильных дикционных навыков в процессе преодоления речевых нарушений.

 Использованная литература:

1.                Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под редакцией В.И. Селивёрстова. Москва, «Просвещение», 1981г.

2.                Журнал «Обруч» 2000 г. №5

3.                Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Москва, Творческий центр, 2004г.

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

Официальная страница ВКонтакте

https://vk.com/club217355488 

Официальная страница в Одноклассниках

https://ok.ru/group/70000002362523

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:

Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке:

https://bus.gov.ru/rate/429836 

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!