Игры для развития длительного выдоха
Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторные функции. Развитие речевого дыхания у ребёнка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. В процессе работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:
· Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
· Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Следить за осанкой.
· Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.
· Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
· Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводится не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
· Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
· На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
· Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, то ватка будет отклоняться.
· Упражнения могут выполняться под счёт.
Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать следующие приёмы:
- Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребёнка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона другой руки ребёнка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребёнок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить её с образцом. Тот же самый приём можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.
- «Наматываем нитку на клубок» В процессе дутья ребёнок изображает руками наматывание нитки на клубок.
- Графическая схема. Изображение длительных и прерывистых линий. _ _ _ _ _ _ _
- Графическое изображение дорожек. Дутьё под счёт.
- Графическое изображение «волн». В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведущей руки по изображённым дорожкам. Направление движения пальца слева направо.
- Графическое изображение «спирали».
В процессе дутья ребёнок ведёт пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и обратно.
Цель коррекционной работы:
Выработать сильную, направленную, длительную, плавную ротовую воздушную струю.
«Снежинки»
Дать ребёнку кусочек ваты «Это снежинка». Посмотрим, как она летает. Положить ватку на ладонь и сдуть с руки.
Инструкция: «Улыбнись, покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй также подуть на «снежинку».
Ребёнок сдувает ватку с руки. Упражнение повторяется несколько
раз.
«Забей мяч в ворота»
Для игры используют поролоновый или ватный шарик диаметром 2-3 см.
Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить двумя кубиками.
Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него.
Инструкция:
«Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой.
Подуй на мяч. Забей гол в ворота».
«Горка»
Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки» Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя (или задняя) часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Чей пароход лучше гудит?» Заготавливаются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1,5 см.
«Послушай, как гудит пузырёк, если я в него подую. Гудит. Загудел как пароход. А как у тебя загудел пароход? Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди».
Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка.
Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти по середине языка.
«Надуй игрушку»
Педагог заготавливает для каждого ребёнка надувную игрушку маленького размера, такую, чтобы её можно было надуть за 3-4 выдоха.
Взрослый показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тем, кто правильно выполнит задание, можно поиграть с игрушкой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы.
Приоткрой рот. Захвати игрушку губами. Глубоко вдохни. Выдыхая воздух, медленно надувай игрушку»
Работа по воспитанию воздушной струи может быть продолжена на этапе формирования первичных произносительных навыков, в процессе постановки, автоматизации и дифференциации изолированных звуков речи.
Регулярное и систематическое применение упражнений по воспитанию сильной, направленной, длительной, плавной, ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикуляторного аппарата, закреплению правильных дикционных навыков в процессе преодоления речевых нарушений.
1. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под редакцией В.И. Селивёрстова. Москва, «Просвещение», 1981г.
2. Журнал «Обруч» 2000 г. №5
3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Москва, Творческий центр, 2004г.
Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).
по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.
Приёмные дни делопроизводителя:
вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).
по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.
Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).
Телефон: (3452) 30-87-01.
Официальная страница ВКонтакте
Официальная страница в Одноклассниках
https://ok.ru/group/70000002362523
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке:
О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ…
Рассказывать — значит помнить!