Что делать, если ребёнок стал заикаться?
Заикание — такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением — судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса).
Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими.
Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п. Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже.
Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства.
Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание.
Если заикание отмечается не более четырёх месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше — закрепившимся. В период инициального заикания необходимо создание охранительного общего и речевого режима ребёнка. Чем быстрее удастся нормализовать психо-эмоциональное состояние ребёнка, тем благоприятнее прогноз в течении заикания.
Памятка в период охранительного общего и речевого режима при инициальном заикании.
1. На протяжении нескольких месяцев с момента возникновения запинок в речи ребёнок должен находиться под наблюдением психиатра и/ или невролога, получать необходимое лечение. По рекомендации врача возможны индивидуальные занятия с психологом, психотерапевтом, в которые может быть вовлечена вся семья.
2. Логопедические занятия, направленные на развитие речи, коррекцию звукопроизношения в этот период противопоказаны.
3. Общеразвивающие нагрузки должны быть минимальны.
4. Родители не должны внешне проявлять своего беспокойства по поводу возникших запинок. С ребёнком нужно общаться спокойно, с улыбкой. Ни в коем случае нельзя обсуждать речь ребёнка в его присутствии.
5. Категорически нельзя делать замечания по поводу речи ребёнка, поправлять его, «учить» как правильно говорить!
6. Недопустимы передразнивания и насмешки. Заикающийся ребёнок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным.
7. Взрослым нужно контролировать темп своей речи, говорить спокойно, неторопливо, но не монотонно.
8. Желательно выявить и постараться устранить ситуацию, травмирующую психику ребёнка (возможно с помощью психолога). Очень важно контролировать взаимоотношения в семье. Это предполагает создание спокойной, доброжелательной обстановки с учётом страхов ребёнка и его тревог. Заикающиеся дети требуют ровного и внимательного отношения.
9. Нужно на 2-4 месяца отказаться от посещения детского сада, ограничить проведение шумных семейных праздников, исключить перегрузки ребёнка впечатлениями от зрелищных мероприятий, поездок, мест большого скопления людей.
10. Необходимо временно избегать ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, расстраивают или утомляют ребёнка.
11. Необходимо соблюдать режим дня, отводить достаточное время на ночной сон и дневной отдых, регулярно гулять с ребёнком, предпочитая пешие прогулки в парковой зоне. Организовать полезные ритуалы, которые будут уменьшать тревогу ребёнка (например, перед сном в одном и том же порядке вспоминать хорошие события дня, купаться, рассказывать сказку, петь колыбельную).
12. Очень важно организовать ребёнка так, чтобы его не нужно было торопить!
13. Нельзя перебивать ребёнка! Не следует побуждать ребёнка к активной речи, но и нельзя запрещать ребёнку говорить, если у него возникает такая потребность. Задавая вопрос, нужно предлагать выбор, избегая длинных фраз в речи ребёнка: «Ты на завтрак будешь кашу или омлет?». Полезно отсрочить речь ребёнка, когда он что-то эмоционально начинает рассказывать: «Давай присядем, и ты мне всё спокойно расскажешь».
14. Надо постараться удержать ребёнка от речи, если он плачет.
Необходимо ограничить общее время просмотра фильмов и компьютерных игр (в общей сложности не более 30 минут. В день), контролировать их содержание и находиться в это время рядом с ребёнком.
15. На период острого состояния лучше ограничиться чтением уже знакомых книг. При большом желании ребёнка послушать чтение новой книги, сначала рассмотреть картинки, затем взрослый в свободной форме пересказывает содержание.
Источник:
1. М.В. Козлова https://t.me/zaikanie_deti
2. https://www.defectologiya.pro/
Учитель – логопед Джилбаева А.Г.
Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 513702).
по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.
Приёмные дни делопроизводителя:
вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 513702).
по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.
Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).
Телефон: (3452) 51-37-02.
Официальная страница ВКонтакте
Официальная страница в Одноклассниках
https://ok.ru/group/70000002362523
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке:
80 — й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов ПОСВЯЩАЕТСЯ…О ВОИНСКОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ…
Рассказывать — значит помнить!

