Поиграем в ШУМ
Что же такое шум? Расскажет Марина Ивановна Иванова, музыкальный руководитель.
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
Играя на шумовых инструментах дети:
во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.
Предлагаем шумовые инструменты сделать своими руками.
"Звучащие ключи"
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.
"Звонарики"
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.
"Звонкие кольца"
Металлические кольца разного диаметра, подвешенные на стойку.
"Чудо-кастаньеты"
Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.
Трещотка "Гармошка"
Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.
"Шейкер"
Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.
"Шуршунчик"
Футляр яйцо от "Киндер-сюрприза" с мелкими сыпучими предметами.
"Шуршик"
Пластиковые баночки от напитков обрезаны, сделаны продольные надрезы полосками по длине, шириной 0,5см, взята часть с горлышком.
Игры с шумовыми инструментами:
мешочек
«В лесочке»
Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают мешочек
Белка шла с сыночком
А за ними зайчики - хлопают по мешочку
Прыгали как мячики
«Зима»
Вот пришла к нам зима - нажимают пальчиком
И сугробы она намела - сжимают и разжимают рукой
Мы на санки сядем гоп-гоп-гоп - катают между ладонями
Весело покатимся и в сугроб - хлопают ладошкой по мешочку.
деревянные палочки
«Тик - так»
Тик-так тик-так ходят часики вот так – палочки вверху тикают влево-вправо
Туки-так туки-так так колёса стучат - палочка об палочку
Туки-ток туки-ток так стучит молоток – стучат по ковру одновременно двумя палочками.
бутылочка
«Тук - тук»
Тук-тук мы стучим -стучат об пол
Мышек разбудить хотим
А теперь потише - тихонько встряхивают бутылочку
Чтоб уснули мыши.
«Пирожок»
Раз, два, три, четыре - стучат об ладошку
Тесто замесили - гремят над головой
Раскатали мы комок - катают между ладонями
И слепили пирожок - перекладывают с одной ладошки в другую
Из печи достали - ставят перед собой
Остывать поставили - машут на бутылочку руками
Приходите все сюда - разводят руки
Мы дадим вам пирога. – четыре хлопка над головой.
посуда (для этой игры необходимы предметы настоящей посуды)
Вот большой железный чайник - стучат ложкой по чайнику
Очень важный, как начальник.
Вот деревянные ложки - ложки
Голова на тонкой ножке.
Вот пакетик в нём крупа, - шуршат мешочком
Он шуршит раздув бока.
Это тёрка-деревяшка - трещотка и ложка
Очень крупная бедняжка.
Вот фарфоровые блюдца - ложка и блюдце
Громким звоном все смеются
Вот пластмассовый поднос - ложка и перевёрнутый поднос
Он посуду нам принёс.
Не нужно стремиться к большому количеству вариантов шумелок, главное чтобы они отличались по внешнему виду и способу извлечения из них звука. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Желаем творческих успехов!
Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).
по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.
Приёмные дни делопроизводителя:
вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).
по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.
Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).
Телефон: (3452) 30-87-01.
Официальная страница ВКонтакте
Официальная страница в Одноклассниках
https://ok.ru/group/70000002362523
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке:
О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ…
Рассказывать — значит помнить!