Адаптация
Понятие и особенности адаптации
Адаптация-это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям (С.И. Ожегов, 1991).
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Адаптация:
Физиологическая: Социальная:
- режим дня, - изоляция от близких,
- характер питания, - нормы социального поведения,
- температурный режим. - изменение круга общения.
Привыкание ребенка к детскому саду, практически всегда сопровождается, некоторыми трудностями, дети находятся в состоянии стресса.
Ребенок находятся в сильном психоэмоциональном напряжении если:
- Сильно и продолжительно плачет.
- Нарушается аппетит, сон (дети могут терять в весе).
- Наблюдается регресс функций (теряются ранее приобретенные навыки).
- Проявляются психосоматические признаки (повышение температуры, артериального давления, боли в животе, рвота, понос, тремор рук).
- Появляются страхи, замкнутость, неуверенность или агрессия.
- Ребенок постоянно спрашивает «Где мама?», жмется к взрослому или наоборот не подпускает его к себе.
- Родители отмечают, что ребенок вздрагивает во сне, гоняется за матерью, не отпускает от себя.
- Изменяется активность ребенка. Ребенок может целый день просидеть в детском саду на стульчике, а дома он может быть чрезмерно подвижен, выплескивая эмоциональное напряжение, накопившееся за день. Или чрезмерная подвижность дома сменяется подавленностью и малой активностью дома.
- Возрастает число соматических заболеваний.
Все это мы можем назвать проявлением «адаптационного синдрома» чтобы его снизить надо как можно ответственнее подойти к данной проблеме и помочь ребенку. Конечно, эти нарушения носят временный характер, но для нас они очень информативны и их продолжительность говорит о различной степени тяжести адаптационного процесса.
Фазы адаптационного процесса:
I. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
II. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).
III. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
Легкая |
Средняя |
Тяжелая |
До 20 дней Настроение бодрое, в сочетании с утренним плачем, отношение с взрослыми не нарушено, отвлекаем, не наблюдается задержки нервно-психического развития, не болеет или болеет 1 раз |
До 30 дней В течение месяца настроение неустойчивое, эмоционально-возбужденное, отношение к взрослым и детям избирательное. Некоторое снижение веса, заболевания до 2 раз, без осложнений |
До 60 дней Проявление невротических реакций: плохой сон, нарушение аппетита, продолжительный и длительный плач, отвлекаемость, замкнутость или агрессия, страхи, неуправляемое поведение, истерические реакции, тремор, длительные заболевания |
Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
Факторы, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению
Надо отметить категории детей, которые чаще всего испытывают трудности адаптационного процесса.
- Мальчики хуже адаптируются, чем девочки. Мальчики в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней.
- Проблемы адаптации частично связаны с индивидуальными особенностями ребенка. Дети–флегматики адаптируются хуже, чем дети-холерики. Флегматики более медлительны, не успевают за темпом жизни в детском саду.
- Дети–интроверты более замкнуты, медленнее приспосабливаются к изменившимся обстоятельствам, чем дети-экстраверты, они от природы более общительны, активны.
- Дети–левши, у них преобладает активность правого полушария, более чувствительного к воздействию эмоциональных факторов.
- Большое затруднение испытывают нервно и соматически ослабленные дети, они быстро устают от шума, с большим трудом засыпают, имеют плохой аппетит.
- Единственные в семье дети, чрезмерно опекаемые родителями, зависимые от матери, привыкшие к вниманию, неуверенные в себе, дети со страхами.
- Дети из «закрытых» семей (малоконтактных).
Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).
по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.
Приёмные дни делопроизводителя:
вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).
по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.
Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).
Телефон: (3452) 30-87-01.
Официальная страница ВКонтакте
Официальная страница в Одноклассниках
https://ok.ru/group/70000002362523
Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:
Анкета доступна по QR-коду, а так же по ссылке:
О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ…
Рассказывать — значит помнить!