Как отличить полезную игрушку от бесполезной?

Как отличить полезную игрушку от бесполезной?

Как отличить полезную игрушку от бесполезной и даже вредной?

У игрушек важная функция — с их помощью ребенок познает мир. Но не каждая игрушка полезна. Почему?

Стоит нам приняться за уборку в детской – и посреди комнаты с угрожающей скоростью начинает расти гора игрушечного хлама: недолюбленные плюшевые звери пугающих расцветок, полуголые Барби со смущающими наш родительский взгляд пышными формами, полуразвалившиеся трансформеры… Счастливой обладательницей жутковатой куклы ваша трехлетняя дочурка стала в результате визита бездетной родственницы. Дорогущий интерактивный пришелец был подарен на день рождения бабушкой и дедушкой. А вот этого монстра купили вы сами, не в силах выдержать очередной скандал в супермаркете…

Увы, сегодня магазины детских товаров буквально завалены совершенно бесполезными игрушками, никак не способствующими развитию малыша, а то и вовсе вредными. При этом, естественно, производители делают все от них зависящее, чтобы привлечь внимание к своему товару и убедить потребителя в его необходимости. И неопытным родителям бывает довольно сложно определить, действительно ли нужна та или иная игрушка их ненаглядному крохе?

Тест на вредность

Для начала попробуем определить, по каким критериям можно отличить полезные игрушки от вредных.
✽  Внешний вид: мягкие игрушки неестественных «кислотных» цветов, звери и куклы с не добрым выражением лица, не говоря уж об откровенно агрессивных монстрах, не могут принести малышу пользу.

✽  Соразмерность: игрушка должна быть такого размера, чтобы малыш легко мог управиться с ней без помощи взрослого. Самые крупные должны составлять не больше трети роста самого малыша.

✽  Простота  в использовании: игрушка со сложной системой управления, в которой малыш не может разобраться самостоятельно, для его развития практически бесполезна.

✽  Возможность  активного  творчества: так называемые интерактивные игрушки, которые, по сути, все делают за ребенка, подавляют его инициативу и не оставляют простора для творчества.

✽  Соответствие  возрасту: даже самые лучшие игрушки будут совершенно бесполезны, если они не соответствуют возрастным потребностям малыша. Выбирая игрушку, всегда смотрите, для детей какого возраста она предназначена.

✽  Качество: вред дешевых «одноразовых» игрушек низкого качества заключается не только в том, что они, как правило, изготовлены из несертифицированных потенциально опасных материалов. Помимо этого, они воспитывают у ребенка в корне неправильное отношение к вещам, которые не нужно ни беречь, ни ценить, которые не хранят в себе воспоминаний и не становятся объектом любви и привязанности. Можно просто равнодушно выбросить сломанную машинку или лопнувшего по всем швам мишку и потребовать новую игрушку. Поэтому стоит с самых первых лет жизни приучать малыша к качественным игрушкам добросовестных производителей.

Игрушки вредные… и полезные

К счастью, откровенно вредных игрушек не так-то и много, а самое главное, им практически всегда можно найти альтернативу, которая устроит и вас, и малыша.

Наш совет: с самых первых месяцев жизни крохи постарайтесь убедить близких советоваться с вами, прежде чем сделать ему подарок. Это позволит избежать многих обид и недоразумений, а детскую освободит от бесполезного хлама.

Итак, попробуем разобраться, какие игрушки возглавляют рейтинг бесполезности и чем можно было бы их заменить.

Гигантские плюшевые игрушки

Чем вредны: монстро-образные зайцы и медведи, вдвое больше крохи, практически не годятся для ролевой игры, а значит, не выполняют основной предназначенной им функции. Зато они служат отличными пылесборниками в детской. Чистить их при этом крайне сложно. Кроме того, маленький ребенок может легко наглотаться длинного синтетического ворса. А пугливый, ранимый малыш может и понастоящему испугаться «домашнего любимца».

Обратите  внимание:  плюшевые звери агрессивных «кислотных» оттенков искажают цветовое восприятие крохи, не позволяют правильно формировать вкус ребенка.

Чем  заменить: мягкие игрушки должны быть соразмерны росту самого малыша. Самый крупный плюшевый медведь должен быть не больше руки крохи, самый маленький – не меньше его ладошки. Выбирайте зверушек, изготовленных из натуральных, лучше – органических материалов приглушенных тонов, естественных расцветок.

Интерактивные  куклы и мягкие игрушки

Чем вредны: говорящие и движущиеся собачки и кошечки, куклы, вступающие в диалог со своими хозяйками, разрушают иллюзорное пространство ролевой игры, превращая малыша из активного творца в пассивного наблюдателя.
Зачем что-то создавать, выдумывать, разыгрывать ситуации, если кукла или зверушка все делает сама?

Чем заменить: куклы-перчатки для кукольного театра, попав на руку малыша или его мамы, оживают и начинают жить своей, особой жизнью. Игра с перчаточной куклой великолепно развивает фантазию и творческие способности
крохи, а кроме того способствует формированию мелкой моторики, координации между движениями кисти и артикуляцией, что очень полезно для подготовки к чтению и письму.

Игрушечные музыкальные инструменты

Чем вредны: игрушки, имитирующие внешний вид музыкальных инструментов, как правило, практически не соответствуют им по звучанию и неправильно настроены, то есть не способствуют развитию музыкального слуха и даже тормозят его формирование. Детские синтезаторы, хотя и имитируют звучание того или иного музыкального инструмента, создают искусственный, неестественный звук, далекий от реальности.

Чем заменить: детские шумовые музыкальные инструменты – бубны, треугольники, маракасы, ксилофоны – великолепно развивают чувство ритма, приучают малыша к чистым и ясным звукам. Отличный вариант – детский музыкальный столик хорошей фирмы. По сути дела, такой столик является настоящей ударной установкой, которая поможет крохе освоить азы исполнительских навыков и подготовит его к серьезным занятиям музыкой, когда он станет постарше.

Современное электрифицированное оружие и военные игрушки

Чем вредны: футуристические бластеры, современные лазерные автоматы и т. д. не только создают у крохи вредный образ агрессора и завоевателя, но и перевозбуждают его нервную систему благодаря обилию световых и шумовых спецэффектов.

Чем заменить: желание стрелять и рубиться на мечах заложена у маленького мужчины в подсознании. Не дадите пистолета – будет «стрелять» из палки. Отберете палку – станет целиться пальчиком. Меч и аксессуары для рыцарского поединка, элегантная винтовка в стиле пионеров Дикого Запада помогут сформировать образ благородного воина, защитника слабых и обиженных. Для этой же цели можно использовать набор для ролевой игры в рыцарский замок или полицейский участок.

Но что делать, если малыш умоляет купить ему чудовищную, на ваш взгляд, игрушку, которой бредит вся его детсадовская группа? Неужели взять да и выбросить с такой любовью подаренную бабушкой Барби только потому, что она не соответствует каким-то там педагогическим рекомендациям? Запретить ли крохе играть в ванне совершенно бесполезной, но такой забавной машинкой для выпускания мыльных пузырей, которая отлично отвлекает его, пока вы моете ему голову?

Представьте, комфортно ли будет вашей дочурке в детском саду, если ее не возьмут в игру из-за отсутствия «правильной» куклы. Поставьте себя на место бабушки, обиженной тем, что ее подарок не пришелся по вкусу. Да и ваш собственный покой и комфорт тоже дорогого стоят!

И время от времени стоит поступиться принципами и позволить малышу поиграть самой бесполезной на свете игрушкой, если это сохранит мир в семье. Ведь эмоциональный комфорт малыша и егоблизких куда важнее любых педагогических принципов и полезнее любых самых правильных игрушек, развивающих самые полезные навыки.

Электронные интерактивные панели со звуковыми и световыми эффектами

Чем вредны: удачно выполнив ту или иную операцию (нажав на кнопочку, повернув рычажок и т. д.) малыш получает поощрение в виде светового или звукового сигнала, который доставляет ему удовольствие. То есть познавательная, исследовательская деятельность подменяется своего рода условным рефлексом: правильно нажал на кнопочку — послушай песенку. К тому же избыток цветовых и звуковых стимуляторов может привести к перевозбуждению, нарушению внимания и регуляции. Помимо этого, привыкнув с младенчества манипулировать забавными кнопочками, кроха может отказаться играть в развивающие и ролевые игры, требующие более серьезных интеллектуальных и моторных усилий.

Чем заменить: практически все авторитетные производители выпускают многофункциональные игровые панели или столики, развивающие мелкую моторику, логическое мышление, поисковую активность. На такой панели обычно расположены двух- и трехмерные лабиринты, пирамидки, сортеры, вращающиеся шестеренки, барабаны и т. д.

Отличный вариант — игровой столик, на котором расположена масса развивающих игр. Он прослужит малышу не один год.

Куклы типа Барби и Братц

Чем вредны: куклы, изображающие молодую женщину или девушку-подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но они совершенно ни к чему малышке двух-трех лет, поскольку преждевременно активизируют в ней интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).

Чем заменить: качественная кукла-малыш с приданым, кукла-девочка с комплектом одежды и аксессуарами для ролевой игры помогут малышке попробовать себя в роли заботливой мамы, ласковой дочки, веселой подружки, словом, выстроить те социальные модели, которые и должны быть выстроены в этом возрасте.

НАШ СОВЕТ В вашей семье есть коллекция раритетных фарфоровых кукол? Спрячьте ее подальше. Красивая дорогая игрушка, за игру с которой малыша ругают и наказывают, очень быстро превратится в источник раздражения и злости у ребенка.

Роботы-трансформеры

Чем вредны: нарочито отталкивающий, агрессивный вид этих игрушек деформирует картину мира маленького ребенка. Они могут спровоцировать самые разнообразные неврозы, стать причиной навязчивых фобий. Кроме того, однообразные манипуляции (чаще всего превращение робота в звездолет и обратно) подменяют игровую деятельность, что, естественно, тормозит интеллектуальное и творческое развитие малыша.

Чем заменить: если сынишка интересуется космическими приключениями, приобретите ему тематический конструктор с аксессуарами для ролевой игры, который будет развивать фантазию, аналитические способности и мелкую моторику маленького искателя приключений.

Игрушек не должно быть слишком много, иначе ребенок перестанет их ценить. Чтобы малыш по-новому взглянул на игрушку, периодически прячьте некоторые игрушки в шкаф и через время возвращайте.

Любой игрушкой можно заинтересовать малыша, если потратить немного времени и объяснить несколько вариантов игры.

И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!