Почему дети фантазируют?

Почему дети фантазируют?

Почему дети фантазируют?

Все дети - фантазеры и выдумщики. Мы умиляемся, когда пятилетний мальчик увлеченно рассказывает: “А я как побегу от разбойника, как спрячусь под кровать… А потом как вылечу в окно - прямо в небо”. Мы сердимся, когда сталкиваемся со странной, непонятно чем вызванной ложью восьмилетних, рассказывающих самые невероятные истории. То это дружба с крокодилом, то далекие путешествия с сильным, смелым и… несуществующим другом. Еще чаще дети рассказывают об игрушках, каких больше ни у кого нет, или о необычайных поступках - собственных или других людей.

В любом случае ясно выступают два момента. Во-первых, ребенок выдает себя за участника событий. Во-вторых, ложь этих рассказов обычно не имеет ничего общего с желанием скрыть плохой поступок, избежать наказания и добиться награды. Иначе говоря, она никак не связана с понятными для нас мотивами, толкающими ребенка на обман.

Выдумки детей иногда пугают. Мама одной четырехлетней девочки рассказывает: “Представляете - придумала какой-то черный цветок, который в темноте прилетит ее душить. Я ей объясняю, что цветы не могут летать и душить не могут. Она слушает, но чувствую - не верит”. Еще более странным кажется нам, когда десятилетние мальчики и девочки с упоением пересказывают друг Другу страшные истории. А потом не спят ночами, не дают гасить в спальне свет, некоторые даже плачут от страха.

Про пятилетнюю мы думаем:

“Вот выдумщица!”

Восьмилетнему - в лучшем случае - скучно объясняем, какая нехорошая штука - ложь, в худшем - строго “разоблачаем” и стыдим врунишку.

Десятилетнего убеждаем в том, что пора уже “вырасти из детских глупостей”.

А сами подумываем: “Не сходить ли с ним к психиатру?”

В чем причина неумной тяги ребенка к необычному? Развивающийся мозг нуждается в постоянном притоке информации, получаемой от всех органов чувств. С двух - трехмесячного возраста все яркое, движущееся привлекает внимание малыша. Ведущую роль в освоении маленьким человеком окружающего мира играет ориентировочно-исследовательский рефлекс или рефлекс “Что такое?”, как назвал его академик Иван Павлов.

На определенном этапе развития дети начинают воспроизводить поведение взрослых, копируют дви жения, подражают звукам речи и, наконец, произносят первые слова. В основе обучения лежит процесс образования временных связей - нервного механизма, который объединяет отдельные раздражители, поступающие в мозг. Этот процесс является основой своеобразной “кладовой” жизненного опыта ребенка.

У маленьких детей временные связи еще не устойчивы и гибки. Они активно накапливаются, но постоянно перестраиваются. Перестраивающий механизм и лежит в основе детского фантазирования.

“БЕСКОРЫСТНАЯ” ЛОЖЬ

Какую же роль играет вообра жение в процессе развития ребенка? Потребность новых впечатлений у него огромна, а возможность их переработки и активного восприятия мала. Возникает конфликт между избытком информации и недостатком средств, необходимых для ее понимания. В этих условиях детский мозг должен, как калейдоскоп, перестраивать исходный материал и таким образом увеличивать объем воспринимаемого.

Всякий недостаток информации при сильной познавательной потребности связан с возникновением отрицательных эмоций (беспокойства, страха). Достраивая с помощью воображения картину мира, восполняя пробелы знаний и опыта, ребенок избавляет себя от разрушительного действия отрицательных эмоций.

И у взрослых воображение продолжает регулировать поведение. Человек создает в уме модель ожидаемых событий, готовится к ним, как бы “проигрывая” свои действия заранее.

У дошкольников двигателем воображения сначала является стремление достроить картину мира, проникнуть в суть предметов и явлений. У детей постарше ведущей становится приспособительная функция воображения. Важно не только, чтобы им самим было интересно и понятно. Не менее важно, чтобы и другим с ними было интересно. Ребенку нужно, чтобы ему удивлялись, сочувствовали. Воображение стано вится активным средством найти партнера, вовлечь его в процесс общения. Так возникает странная, на первый взгляд, ничем не объяснимая “бескорыстная” ложь.

Именно на этом пути дети, как правило, сталкиваются с непониманием взрослых, а иногда и сверстников. Для окружающих они становятся неисправимыми врунишками, их постоянно уличают в обмане. Естественная защитная реакция - перестать рассказывать. Но перестать рассказывать еще не значит перестать фантазировать. Лишенный общения, ребенок замыкается в себе, его фантазии все более отрываются от действительности. Понемногу ему даже интересней оставаться наедине со своими мечтами (где он сильный, смелый, красивый, где он все может), чем участвовать в реальных событиях (где далеко не все складывается удачно).

ВЕРНУТЬСЯ В СТРАНУ СВОЕГО ДЕТСТВА

Дети постоянно испытывают нехватку в партнере для игры в фантазии. Их общение имеет свои особенности и свою логику, отличную от нашей “взрослой” логики. Дети не принимают идущих от здравого смысла доводов, вроде того, что “цветы не могут летать и не могут душить”, так как по логике фантазии “цветы все могут”. Но достаточно сказать, например: “Вредный цветок бессилен, потому что колючий кактус на окне - хороший сторож и не пустит цветок в комнату”, - как ребенок почувствует себя в полной безопасности и успокоится.

К сожалению, забывая о собственном детстве, взрослые забывают и об этом особенном общении. Понимание несложной символики детских фантазий часто помогает узнать желания, тревоги, страхи, и тогда в ваших силах предотвратить многие неприятности. Если малыш создает в воображении несуществующих друзей-заступников, задумайтесь: не одинок ли он, не обижает ли его кто-нибудь? Если детей мучают ночные страхи, стоит обратить внимание на то, что они читают, какие передачи смотрят по телевизору, какие разговоры слушают и на сколько это соответствует их возрасту.

Может быть, ребенка надо избавить от той информации, которую он пока не может усвоить. Тем не менее потребность малыша в новых впечатлениях чрезвычайно велика и нельзя создавать вакуум информации. Непосильное не может быть просто отметено. Оно должно быть обязательно замещено другим - посильным.

Наконец, вы сможете постепен но направлять фантазию ребенка в русло творчества. Старайтесь, чтобы образы, созданные воображением, получали воплощение в рисунках, фигурках из пластилина, различных поделках и т. п. Постепенно он станет более самостоятельным, но и это не означает, что можно больше не обращать внимания на то, как и о чем ребенок фантазирует. И в дальнейшем многое будет зависеть от бережного руководства.

Для управления детской фантазией не нужны особые способности. Внимательное отношение к внутреннему миру ребенка подскажет правильный путь в каждом случае. Роль ведущего потребует напряженной работы нашего собственного воображения, разовьет и освежит его, позволит вернуться в страну своего детства. И тогда только вы сможете до конца понять малыша, установить с ним желанный контакт.

 

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!