Охрана детского голоса

Охрана детского голоса

Консультирует музыкальный руководитель Марина Ивановна Иванова. Уважаемые родители! Давайте позаботимся об охране детского голоса!

                  Голосовой  аппарат ребёнка не до конца сформировался: связки ещё очень тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое и поверхностное. Поэтому так необходимо охранять детский голос от перегрузок, помогая тем самым правильному формированию  певческого голоса ребёнка.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых с экранов телевизора. Дорогие мамы и папы, если захочется попеть с ребёнком, пойте не громко, а спокойно, не очень быстро и не слишком медленно. Пойте выразительно, меняя интонацию, подчёркивающую содержание песни.

Не следует поощрять пение детьми взрослых песен, особенно эстрадных, т.к. они не подходят для детского голоса и обычно не могут быть правильно поняты детьми.

Необходимо оберегать малыша от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует громкого, форсированного звучания. Громкое пение (чем громче, тем лучше) ставит под угрозу здоровье певческого аппарата.

Вреден слишком сухой воздух в квартире с паровым отоплением. Он отрицательно действует на голос.

Старайтесь увлажнять воздух: цветы, увлажнители  или просто вода, стоящая в ёмкостях.   

 Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку гортани.

Особенно опасен для голосового аппарата крик или плач на улице в холодное время года:

- во-первых,  это самый короткий путь к простуде;

- во-вторых, воспаляются связки, и голос может стать хриплым, даже сиплым, теряя свою чистую, нежную окраску.

Петь зимой на улице вообще нельзя!!!

Не рекомендуется петь, когда у ребёнка насморк. Иначе может наступить длительное расслабление голосовых мышц. Тогда голос теряет свою настоящую звучность. Ещё опаснее грипп, который поражает не только слизистую оболочку, но и голосовые складки.  В данном случае наблюдается частое их несмыкание. А хронические тонзиллиты не проходят бесследно для гортани: ослабевает сократительная способность мышц и, следовательно, ухудшается тембр голоса. А в дошкольном возрасте голос наиболее раним. Это объясняется тем, что усиленный рост гортани опережает её развитие. А в период совершенствования её функций задерживается рост.  

Такая диспропорция развития гортани и относительная незрелость её тканей обусловливают изменение голоса у детей  в разные возрастные  периоды, особую его чувствительность.                                                          Некоторые средства, применяемые при начальных  формах нарушения голоса.

- При жжении и сухости в горле хорошее действие оказывает полоскание горла настоем ромашки,  или же липового цвета. Важно, чтобы раствор не был ни горячим, ни холодным, а имел комнатную температуру. С этой целью можно использовать и другие лекарственные травы или минеральные воды: например боржоми,  которую рекомендуется смешивать с теплым молоком (полстакана минеральной воды и полстакана молока).

- Детям, занимающимся пением, полезно есть морковь, апельсиновую кожицу, кукурузу, сливочное масло. Закапывание в нос масла, например персикового или  витамина Е, по 2 капли (не больше) также помогает при жжении и сухости. В это время не рекомендуются паровые ингаляции, слишком горячие или слишком холодные напитки.

 И всегда  консультируйтесь  с врачом.

Предлагаем вам  несколько  игровых упражнений.                                                                                                            

             Упражнения для постановки голоса

1. Широко открыть рот и сделать так, чтобы маленький язычок поднялся вверх, а затем сосредоточить свое внимание на том, где звучит голос. (Лучше, если первое упражнение будет проделано в кабинете врача, а затем уже дома.)

2. «Мычание» в так называемую «маску» (т. е. в переднюю, часть головы) слогов типа «мо», а потом и слов «мама», «мир», «море», «мопс» и других, начинающихся на м. Для упражнений используют равноударные и разноударные слоги: «му-му-му-му мо-мо-мо-мо му-мо-му-мо».

3. Считать вслух на одном дыхании в «маске». Желательно, чтобы ребенок сам неоднократно повторял все упражнения по 3 - 4 раза. Делать это лучше без посторонних, чтобы он не смущался.

4. Стихотворный текст (о том, что необходимо удерживать звук в «маске», ребенку необходимо напоминать постоянно).

5. Рассказывание любого текста вслух (требования те же).

Всего требуется 5—7 занятий с интервалами в 2—3 дня.

При всех видах нарушения голоса с целью профилактики следует уделить внимание общему физическому развитию: прогулкам, играм, закаливанию, утренней гимнастике, личной гигиене.

                           Игра на формирование певческой установки

            Расскажите ребёнку, как надо правильно сидеть (стоять) во время исполнения песни. Прочитайте  правило-стихотворение.

Если хочешь сидя петь,

Не садись ты, как медведь.

Спину выпрями скорей.

Ноги в пол упри сильней.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно,

Петь приятно и удобно.

Если хочешь стоя петь

– Головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно,

Петь приятно и удобно.

                                         Н. Журавленко.

                                             Игры на развитие дыхания

Прочитайте ребенку стихотворение.

Это очень интересно

 – Научиться песни петь.

 Но не каждому известно,

 Как дыханием владеть.

Мягким делать вдох старайтесь,

 Вдыхай носом, а не ртом.

Да смотри – не отвлекайся,

Сделай вдох – замри потом.

Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа.

 Вот и выйдет песня славной,

 И свободна и чиста.

                                       Игра «Осенние листья»

Вспомните с детьми, как приятно шуршат опавшие разноцветные листья в парке. Кажется, что шорох витает в самом осеннем воздухе и слышится нам осенним вальсом. Пусть дети пошуршат принесенными домой  листьями.

Но вот ветер щеки толстые надул,

Надул и на деревья пёстрые подул (дети надувают щеки и резко сдувают – «Пф-у- у»).

Листья закружились в легком танце. Упражнение повторяется 3 раза.

Игра «Птичка»

Предложите ребенку сесть  на  коврик,  в руках маленькая бумажная птичка, прикрепленная к нитке. Повторяйте слова:

«Птичка, птичка, полетай, полетай!

С нами, с нами поиграй, поиграй!» - 2 раза.

«Фу-уууу! Фууууу!»

 Затем поднимите птичку на уровне лба и, сложив губы «трубочкой», подуйте на птичку, чтобы та «летела». В конце игры подставьте ладонь правой руки, на которую сядет птичка, и проговорите слова:

 «Птичка устала, села отдохнуть».

                                         Игра «Дуем, дуем, задуваем»

Предложите ребенку взять в правую руку пособие (искусственные цветы, листья, вертушки, султанчики) и на сильную долю в музыке сделать вдох, на слабую – выдох, дуя на пособие спокойно и длительно.

      Только совместные усилия помогут сохранить голос вашего ребёнка здоровым! Здоровый голосовой аппарат поможет  музыкальному развитию ребенка!   Желаем Вам удачи!

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!