Музыкально-игровая импровизация как средство социализации дошкольников

Музыкально-игровая импровизация как средство социализации дошкольников

        Все существующие в мире, пути изучения человека (науки о человеке, различные виды искусств, мировые религии…), рассматривают его как неотъемлемую часть мироздания, природы, общества. Это говорит о том, что жизнь человека, его личностное формирование и развитие не могут проходить в изоляции и одиночестве. Действительно, с одной стороны, личностные качества человека формируются в процессе его приспособления к условиям окружающей среды, что выражается в активном усвоении им элементов культуры, социальных норм и ценностей. С другой стороны, усваивая социальный опыт и обогащаясь им, человек еще и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей, выбирая свою роль и позицию в общей системе социальных отношений, вливаясь в нее на основе собственных интересов, потребностей, стремлений, и самооценок. Иначе говоря, процесс социализации регулируется единством двух взаимопротиворечащих мотивов: «Быть со всеми» (социальная адаптация) и «Оставаться самим собой» (самоутверждение).

        А какое же влияние может оказывать на социальное развитие дошкольников музыкально-игровая деятельность? Ведь уникальные особенности музыкально-игровой деятельности детей использовались как механизм их социализации с незапамятных времен. Так, отечественная музыкально-игровая культура своими корнями уходит в народное творчество, в его особую область, связанную с детьми, где любовь, забота и внимание взрослых вызывали у детей отклик на разнообразные явления природы и окружающей жизни. Самые простые потешка, частушки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки вводили ребенка в музыкально-игровой мир, с его самобытным языком и жанровым разнообразием. Дети с удовольствием поют на свой придуманный мотив попевки «Дождик, дождик, перестань…», «Радуга - дуга…».

        В связи с тем, что музыкально-игровая деятельность объединяет такие компоненты как пение, речь, жест, танец, игру на музыкальных инструментах и музыкальную театрализацию, можно выделить как наиболее сильное средство воздействия на ребенка из всех видов детской музыкальной деятельности. Все эти компоненты становятся средством творческого самовыражения ребенка, средством его социализации. Особенно это ярко проявляется в музыкально-игровой импровизации, проявляющейся в способности сочинять и создавать что-то новое в процессе самой игры, без предварительных репетиций.

       «Игры-драматизации» являются вершиной детского музыкально-игрового творчества. Они обладают сюжетностью, которая ориентируется на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение). В сочетании с песенной выразительностью эти игры предполагают взаимодействие и столкновение между персонажами, посредством музыкально-двигательных диалогов и монологов с положительной развязкой. Сложность игры-драматизации в том, что на синтез пения и движения наслаиваются элементы музыкально-театральной деятельности. Но дети обладают огромными игровыми возможностями. К.С. Станиславский указывал: «Детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы»». То есть ребенок может глубоко погружаться в свою роль, верить в нее, действовать от ее лица. И хотя детское музыкальное игровое творчество обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей, оно важно для самого ребенка, для его успешной социализации в обществе, для понимания того, как важно для развития человека сотворчество, его умение быть не «над», а «вместе» с другими. Данный вид музыкальных игр, используя особенности детской игровой деятельности, строится по принципу авторства, а не исполнительства, так как нацелен на максимальное развитие творческих способностей детей. В работе над ним необходимо быть тонким режиссером, учитывая особенности маленького артиста. Помогать ему скрыть неумения и выделить то, в чем он силен.

Один из вариантов музыкально-театральной импровизации песни «Почему медведь зимой спит?» муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленко.

Для начала спойте или расскажите текст песни.

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

в теплой шубе меховой.

 

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

 

Подняла лисица крик;

Зашумел темный лес,

И медведь с испугу вмиг

На сосну большую влез.

 

На сосне веселый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: «Ты, медведь,

Должен под ноги смотреть!»

 

С той поры медведь решил,

Что зимою надо спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

 

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.

Предложите детям устроить «Театр песни»: разыграйте сюжет сценически. Обсудите всех персонажей песни «Почему медведь зимой спит», распределите роли: медведь, лисица, дятел. Устройте пробы на лучшего исполнителя каждой. Придумайте победителям интересные костюмы. Не забудьте о музыкальном сопровождении спектакля: попробуйте озвучить текст импровизацией на детских музыкальных инструментах. Рассмотрите иллюстрацию к стихам. Последовательно обсудите все поэтические образы в связи с их озвучиванием: «На каком инструменте мы с вами будем изображать шаги медведя?» Наводящими вопросами помогите детям найти нужные приемы импровизации: «Высокие или низкие звуки подходят к большому медведю? Шаги у него быстрые или медленные?». Попросите изобразить эти шаги на барабане или на звуковысотном инструменте в низком регистре. Спросите: «А какой инструмент мы выберем для изображения крика лисицы? Какие должны быть звуки – высокие или низкие? Когда нам больно, на каких нотках мы кричим?» – в ответ дети должны предложить высокий регистр духовых или клавишных инструментов. Спросите: «Какой инструмент подходит для изображения шума леса? Маракас? На каком инструменте и как мы изобразим дятла, который «белке домик конопатил»?» – можно выбрать трещотку. Попросите исполнить ритмическую импровизацию. Затем предложите распеть слова дятла вокальной импровизацией (речитативом): «Ты, медведь, должен под ноги смотреть». Спросите: «Можно ли изобразить, как медведь с испугу “на сосну большую влез”?» Сыграйте восходящее глиссандо (скольжение) на металлофоне, ксилофоне, фортепиано. В заключение предложите сочинить мелодию колыбельной, под которую медведь спит «в берлоге безмятежно». Эту оркестровую импровизацию с актёрами певцами можно поставить в виде музыкального театра на семейном празднике. Проснувшийся от аплодисментов, Медведь может вынуть из «берлоги» большой мешок с подарками и раздать их детям.

Нет границ творчеству и импровизации!

Меню

Приёмные дни заведующего: вторник с 14 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701; 513702).

по адресу: г. Тюмень, ул. Невская, д. 111.

Приёмные дни делопроизводителя:

вторник с 10 до 19 часов (по записи, тел. (3452) 308701).

по адресу: г. Тюмень, ул. Новосибирская, д. 119 — А.

Необходимые документы: паспорт родителя, свидетельство о рождении ребёнка, свидетельство о регистрации по месту жительства (при наличии).

Телефон:  (3452) 30-87-01.

События, факты

О БОЕВОЙ СЛАВЕ И ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Рассказывать — значит помнить!

Полезные ссылки

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!